Готическая Москва: путеводитель к снегопадам

Текст: Лиза Шкурат

Совсем скоро начнется сезон снегопадов: Москва покроется пуховым одеялом, острые углы смягчатся, а серые здания станут белыми и уютными. Решили, что в такую погоду нельзя сидеть дома — надо надеть теплый пуховик, варежки, взять термос с горячем чаем и отправиться знакомиться с мрачноватыми зданиями, которые в новогоднюю пору становятся таинственными и волшебными. 

С чем у нас ассоциируется готика? Гаргульи, витражи, Квазимодо в соборе Парижской Богоматери, замки и легенды про их обитателей. Все это возвращает нас в средневековую Европу, откуда к нам собственно и пришел один из самых узнаваемых архитектурных стилей, конкретнее из Франции. 

Изначально готическими были только религиозные здания, а уже после замки, дворцы и муниципалитеты. Если упрощать, то основные архитектурные элементы характеризующие готику натуральный камень, темные, приглушенные тона, дерево, стрельчатые вытянутые окна, многоскатные крыши с башнями и шпилями, арки, колонны и полуколонны, вимперги (выступающие на фасаде здания над порталом высокие треугольные фронтоны) и балконы.

На улицах Москвы примеров зданий в этом стиле немного. Как минимум поэтому стоит уделить им особое внимание и мы искренне рекомендуем даже посетить лично!

Особняк Зинаиды Морозовой

Здание названо в честь супруги промышленника и мецената Саввы Морозова Зинаиды. Строительство в 189– 1898 годах было одним из первых проектов архитектора Федора Шехтеля. Морозовы хотели воссоздать антураж средневекового английского замка (вдохновлялись в том числе Кембриджем, в котором в молодости учился меценат). Башни, стрельчатые окна, изображения львов и химер на фасаде — декоративные элементы отсылающие нас к викторианской готике. К оформлению внутреннего убранства дома Шехтель привлек Врубеля, совместно с которым они позже построили для Морозовых еще один особняк в Подсосенском переулке.

В конце XIX века супруга мецената Зинаида женщина яркая и образованная проводила в особняке театральные и музыкальные вечера, светские салоны, принимала у себя образованнейших людей своего времени: Чехова, Горького, Шаляпина, Бенуа, высокопоставленных чиновников. Когда же в начале ХХ века политическая обстановка в стране накалилась, Савва Морозов позволял проводить в доме революционные собрания. 

Сейчас здесь располагается дом приемов Министерства иностранных дел, поэтому, к сожалению, попасть внутрь и увидеть сохранившиеся уникальные интерьеры практически невозможно.

Собор непорочного зачатия пресвятой девы Марии

Католический храм непорочного зачатия, пожалуй, входит в десятку самых красивых соборов столицы. Неоготический кирпичный собор на Большой Грузинке со стрельчатыми окнами и шпилями. 

Строительство начали по инициативе польской общины в Москве (на тот момент основное количество католиков в городе были поляки) и закончили 1911 году. В советское время храм закрыли, после он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Полностью вернуть собор к работе и заняться восстановлением здания удалось только в конце ХХ века. 

Сейчас храм центр не только религиозной общины, но и культурной жизни. Здесь проходят невероятные органные концерты, организуемые фондом «Искусство добра», бесплатные экскурсии, акции «Ночь в музее». А в начале декабря в стенах собора пройдет XVII  рождественский фестиваль с концертами и мероприятиями.

Особняк Новиковых

У неоготического собняка на Большой Полянке загадочная история. Здание было спроектировано в 1907 году архитектором Сергеем Гончаровым ( внучатого племянника Натальи Гончаровой — супруги Пушкина) по просьбе семьи умершего купца Новикова, первого владельца особняка. Архитектор добавил много декоративных элементов отсылающих к оригинальному готическому стилю: башни, эркеры, балкончик со стороны фасада, лестница ведущая к галерее с каменным львом. В целом — обычная история. 

Однако дом сразу же начали преследовать слухи и пересуды. В городе считали, что заказчики обманули архитектора, вогнали его в долги, и он трагически скончался в одной из комнат особняка (конечно, это было просто сплетней, так как после реконструкции архитектор прожил долгую жизнь). Наиболее живучей злословной историей стала легенда про сбежавшую с итальянцем купеческую дочь. Говорили, что несчастная брошенная и беременная девушка вернулась на покаяние отцу, но тот не принял ее и замуровал в одной из башен особняка. 

Сегодня в здании находится Дом детского творчества, но иногда проводятся экскурсии для взрослых.

Англиканский собор Святого Андрея

В XIX веке Россия часто принимала зарубежных послов, торговцев и просто путешественников, которые надолго задерживались в империи. Тогда местные общины строили собственные церкви, торговые палаты и жилые здания. Так сбор пожертвований на строительство собора Святого Андрея в Вознесенском переулке английская общин начала еще в 1882 году. Проект в стиле викторианской неоготики принадлежит архитектору Ричарду Нилу Фриману (что интересно, нет никакой информации о том, приезжал ли он в Россию из Британии лично; считается, архитектор просто отправил чертежи в Москву). 

Пример классической английской однонефной базилики из красного кирпича. Традиционные готические элементы: порталы, стрельчатые окна (в которых ранее были витражи) и окно-роза, статуи ангелов, дубовый потолок, сохранившийся до наших дней все это, по словам английских посетителей столицы, в то время заставляло их ощущать себя как дома, будто бы храм построен в небольшом городе в провинции Британии. 

До революции церковь была религиозным сооружением и центром общественной жизни протестантов в Москве. Сейчас это действующая англиканская церковь, богослужения тут сейчас проводят только на английском языке. Здесь также проводят фортепианные концерты и выступления церковного хора.