Homo Faber: путеводитель по ремесленным мастерским со всего мира

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Homo Faber — итальянский фестиваль и онлайн-площадка, на которой представлены талантливые мейкеры и ручные производства со всего мира. Носители ремесленных традиций, мастера, которые восстанавливают давно забытое искусство и техники, отдельные новаторы и целые мастерские. Ювелирные дизайнеры Аня Кольцова и Аня Мукерия, создательницы телеграм-канала More is more, dude, собрали для нас своих любимчиков из этого арт-путеводителя.

Аня Кольцова

Аня Кольцова

Аня Мукерия

Аня Мукерия

Сегодня Homo Faber — это выставка-фестиваль и онлайн-путеводитель по ремесленным мастерским, музеям, галереям, ателье и магазинам мира, прославляющий ремесла и мастерство артизанов. Ближайшая выставка пройдет в 2024 году, но сайт сам по себе может стать источником новых идей для тех, кто интересуется ручным производством. Уровень представленных мастеров гарантирует организатор Homo Faber, фонд Микеланджело: каждого участника отбирает комиссия из тридцати профессионалов ремесленной индустрии. У мейкеров, прошедших отбор в онлайн-путеводитель, появляется доступ к системе оценки, на основании которой им предлагают обучение, коллаборации и приглашают участвовать в мероприятиях. Так они могут попасть и на оффлайн-фестиваль, который уже дважды проходил в Венеции: главное работать в регионе, выбранном «‎темой года». В фокусе Homo Faber-2022 были Япония и Европа, а первое мероприятие, проходившее в 2018, исследовало разнообразие только европейских ремесленных техник. В отличие от выставок, которые лишь показывают экспонаты, Homo Faber вовлекает посетителей в получение личного опыта. 

На сайте Homo Faber  первым делом стоит нырнуть во вкладку «‎Амбассадоры городов», где деятели искусств рассказывают про любимые музеи, мастерские, магазины и важные культурные события. Такие ценные подборки вы сами вряд ли отыщете. А ниже — необычные ремесленники и мастерские, хранители традиций и старинных техник.

Аристократическая микромозаика

В центре Рима три основательницы ювелирного ателье Le Sibille создают из микромозаики маленькие произведения искусства, деликатно обрамляя их в металл. 

Микромозаика, разработанная в первой половине XVIII века в Мозаичной студии Ватикана, впервые использовалась в алтарных преградах (перегородках между нефом и алтарем) собора Святого Петра в Риме. С развитием техники она перекочевала в украшения, оказавшись к XIX веку на пике популярности. Тогда, в период grand tour, аристократы отправлялись в длительное путешествие по Европе, покупая в качестве сувениров украшения с изображением увиденных мест, выполненных в технике микромозаики. Le Sibille, продолжая традицию, привносят в технику авторский взгляд и делают это с большим вкусом. 

Эмаль на часах

Работу с эмалью, в отличие от микромозаики, в изделиях можно встретить гораздо чаще. Но, как в любом мастерстве, настоящих гениев исполнения придется поискать. Сегодня Анита Порше — самая известная художница по эмали, работающая в часовом деле. И если Le Sibille родом из Рима, то Анита — из Ла-Шо-де-Фоне, самого сердца швейцарского региона высокого часового искусства. Единственные в своем роде работы, созданные Анитой, красуются на циферблатах Patek Phillipe, Vacheron Constantin и других крупных часовых домов.

Никто лучше мастеров из Азии не справляется с простотой и проявленностью характера материалов в дизайне. Похоже, причина этого кроется в преемственности традиций через поколения, часто — внутри одной семьи. Еще дело в том, что только наблюдательность и опыт оттачивают мастерство, а это две доминанты азиатской культуры. Тут творцам нет необходимости перекраивать себя каждый раз, как, к примеру, жителям больших городов, заложникам больших скоростей.

Хранители исчезающих техник

Отдельная категория мастеров — хранители древних техник в предметах, которые вышли из постоянного обихода. Такие, как, например, господин Томоя, создатель деревянных коробочек для благовоний, и господин Нанджо, колокольный мастер. В их работах ничего не отвлекает от предмета самого по себе, даже его утилитарное назначение. Покупатель таких вещиц — всегда редкий ценитель.

фото 16
фото 17

Королева перламутра

Кореянку Джиан Ю даже сложно назвать крафтсменом, хотя в основе ее работ лежит именно мастерство. Она настоящий художник больших масштабов. Девушка создает предметы интерьера: панно, шкатулки, комоды, кушетки, вазы — и все это из перламутра. 

Искусство кимоно

Этот список не может быть полон без ткачества и искусства кимоно, а среди мастеров невозможно выбрать одного. У каждого свой язык, и важно — свой особенный элемент костюма. Разные мастерские занимаются одной деталью кимоно, потому что каждый должен быть занят своим делом и не распыляться — таков секрет японского подхода к делу. Мастера Такаши и Рюта Фукуда занимаются плетением обиджими (шнурков-завязок для кимоно), господин Киодзи Тамия — созданием широких расписных поясов оби, продолжая ремесло своего отца, а ручным окрашиванием ткани — мастер Такеши Накадзима.

фото 35

Читайте также:

Материал обновлен: 11-05-2023