Автор: Елена Соломенцева
Осень не торопится расцветить мир за окном. Она томит, проверяет на прочность: поливает дождями, продувает, укутывает в забытые шарфы. Пока верим и ждем, что скоро пробьется прощальное солнце, остаемся дома и смотрим семь фильмов, идеальных для осенних вечеров.
Режиссер Ридли Сĸотт, США, 2006, (18+)
В ролях: Рассел Кроу, Марион Котийяр и др.
Если есть ощущение, что лета не хватило на все путешествия, встречи, осмысления, о которых мечталось, этот фильм — первый в списке. Он развеет хандру лавандой и вязами Прованса, излечит подступающую тоску хорошим юмором, докажет бессмысленность гонки неторопливостью сюжета. В нем Марион Котийяр и Рассел Кроу живут простыми правилами art de vivre: любить друг друга, свое дело, мир вокруг. И, конечно, — заливать любовь лучшим прованским вином. Когда еще делать это как не осенью — во время сбора урожая.
Режиссер: Терренс Малиĸ, США, 1978, (16+)
В ролях: Ричард Гир, Бруĸ Эдамс и др.
Это не фильм, это — картина. Она написана красками осени, собрана в идеальных пропорциях, спонтанна и выверена одновременно. Можно просто смотреть и радоваться красоте, чувствовать каждый кадр. Медитативно перекатываются волны на золотом море пшеницы, темные силуэты работников тянутся по краю рыжего заката, а вот уже туча саранчи пеленой застилает солнце.
Простая притча о любви, обмане, снова любви, ревности, трагедии и возмездии разворачивается на фоне захлестывающей красоты природы. Главные герои здесь не Эбби и Билл, а закаты, желтые стога, подернутая изморозью дорога, ветер в травах… «Дни жатвы» — лучший фильм, чтобы выпить до дна ощущение самого красивого времени года.
Режиссер: Тим Бёртон, США, 2003, (12+)
В главных ролях: Юэн Маĸгрегор, Альберт Финни и др.
Из промозглого осеннего вечера нырнуть прямо в сказку. Вслед за крупной рыбой, которую всю жизнь ловит, но не может поймать Эдвард Блум. Фильм, светящийся чудесами и причудливостями от маэстро Тима Бертона.
Режиссер: Майкл Кёртиц, США, 1942, (12+)
В главных ролях: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман и др.
Проверенный рецепт от осенней хандры — прекрасная «Касабланка».
Город в начале 1940-х — как «глаз бури» посреди ширящейся войны. Дождь стеной, свет фонарей, длинные плащи, широкополые шляпы, мягкое свечение от лица Ингрид Бергман… Все это повязано конфликтом «долг или чувства» и пропитано ретро-музыкой. Плыть по волнам атмосферы этого фильма — тихая осенняя радость.
В Америке «Касабланку» считают чуть ли не лучшим фильмом всех времен.
«Касабланка» может всерьез увлечь историей того времени, помочь отпустить несбывшуюся любовь и стать «началом прекрасной дружбы» с классикой американского кино.
Режиссер: Тиль Швайгер, Германия, 2005, (18+)
В главных ролях: Тиль Швайгер, Йоханна Вокалек и др.
Засмотренный и любимый «Достучаться до небес» на один вечер можно сменить на «Босиком по мостовой».
И не измена почти: в главной роли тот же грубый снаружи, но нежный внутри Тиль Швайгер, рядом с ним в случайном путешествии снова тяжело больной человек. На этот раз — девушка Лайла, которая боится себя, людей, жизни вокруг. Едут они, правда, не на море — они забираются в гору близости и заботы. Путешествуют с угонами, авантюрами и ожерельем комичных ситуаций, чтобы в финале найти себя в сумасшедшем доме — вместе и без прикрас.
Это фильм цвета соломы и сепии. От осени в нем не только оттенки, но и тепло пшеничного поля в долгом пути, тепло объятий под дождем, свет детского взгляда на мир. Посмотришь и захочешь на день-другой сойти с ума: чтобы прыгнуть без оглядки, полюбить без условий, спонтанно рвануть на море. Ведь на небе только и разговоров, что о море…
Режиссер: Марк Захаров, СССР, 1979, 16+
В главных ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова и др.
Когда пришло настроение «смех сквозь слезы», нет лучшей компании, чем фильм Марка Захарова. «Тот самый Мюнхгаузен» — самый осенний выбор: есть над чем подумать, посмеяться и не удержаться от слез в самом конце. Мечтатель Мюнхгаузен влюбляет в себя моментально, его друзья и враги — постепенно: игрой и диалогами, которые рефреном всплывают в памяти:
— Вы действительно считаете, что любой человек может вытянуть себя из болота за волосы?
— Конечно, любой разумный человек просто должен время от времени так поступать.
Осенью хочется верить, что весна существует, и ее можно продлить на целый день. Что можно долететь до Луны на пушечном ядре. Что получится любить без всяких «если». «Тот самый Мюнхгаузен» делает все это возможным. А еще он делает мир вокруг и внутри немного прекраснее.
Режиссер: Хаяо Миядзаки, Япония, 2004 (6+)
Анимационное чудо Хаяо Миядзаки об ускользающей красоте. Замок, конечно же, волшебный. Откроешь дверь раз — окажешься в портовом городке севера Франции, два — на цветочном лугу картин Моне, три — в полете. Вот бы так в жизни!
История о любви, но не только. Еще о том, что молодость — в сердце, что красота может быть навсегда, что самое уродливое в мире — война. Занятно в этой сказке, что все ее волшебники и ведьмы очень уж человечные, со слабостями и страстишками, а люди, наоборот, — почти герои — неунывающие, смешливые и отважные.
Осенью так хорошо строить планы, грезить о большем, чтобы потом с легким сердцем идти к цели… как гостья Ходячего замка Софи. И в 18 и в 81 она мечтает, не сомневаясь, что все сбудется. Значит, так и будет.