Текст: Марина Федоровская, независимый куратор
Фото: пресс-служба ярмарки современного искусства blazar
Сезон разнообразных выставок и других художественных событий открыт, и перед многими встает вопрос — как смотреть и понимать современное искусство, чтобы получать от него максимум возможных эмоций и идей.
Искусство — это… Дальше можно вписать целый набор собственных вариантов ответов, но как только речь заходит о современном искусстве, многие куксятся, будто предупреждая: «Я это не ем». Вслед за чем непременно припоминают все «обиды» словами вроде «инсталляция», «перформанс» и «концептуализм». Поразительно, насколько четко у все еще большой части аудитории разделяется «нормальное», то есть историческое искусство, и искусство, которое создается нашими же современниками с целью развития того самого «нормального» искусства.
При этом искусство и создается для передачи идей, эмоций и мыслей о реальном мире, как внешнем, так и внутреннем, и без поддержки современников ему никак не выжить. А тем временем, в мире, где полно других интересных занятий, визуально привлекательных образов, простых радостей и жизненных сложностей, современное искусство удивительно популярно, и заниматься им стало для многих чем-то вроде школы жизни. И все равно многие активно сопротивляются восприятию современного искусства, будто их заставляют отведать ту самую акулу Дэмиена Херста. Да, все про нее слышали, но никто ничего не понял.
Итак, если у вас время от времени возникают встречи со «стенкой» протестных реакций на современное искусство, попробуйте использовать несколько нехитрых правил, которые помогут принять эту совершенно не горькую пилюлю всем. Правила должны сработать для зрителей любого уровня подготовленности.
10 шагов к современному искусству
1. Правило свободного выбора. Вас никто не заставляет пытаться понять. Как и в мире музыки никто вас не заставляет слушать только хард-рок или техно, да и к большому залу консерватории вас не приковать наручниками. Так и в искусстве — важен принцип свободного выбора и чередования разных видов искусства. После посещения выставки или, например, модной ярмарки молодого искусства blazar вы можете отправиться в залы Новой Третьяковки на Крымском валу и вспомнить весь XX век русского искусства, а можете — к любимым импрессионистам или старым голландцам в Пушкинский музей. Заодно сравните темы, манеры, сюжеты и символы в произведениях старых и новых мастеров. Это как минимум интересно.
2. Правило экономическое. Для тех, кто мыслит экономическими категориями, будет немаловажен тот факт, что современное искусство от искусства исторического отличает помимо всего прочего цена. Да, современное искусство как правило значительно доступнее. Дешевка? Нет, разумеется. Произведения искусства заведомо попадают в категорию товаров не первой необходимости, то есть товаров класса «lux», и даже приобретая работу молодого художника за 10 тысяч рублей, вы вступаете в ряды приобретателей искусства — то есть входите в серьезную категорию участников арт-процесса. Случайные покупатели и системные коллекционеры, это те люди, благодаря которым случились все большие собрания и музеи. Конечно, купив даже пять работ авторов, живущих в наше время, вы еще не становитесь Щукиным, просто вообразите себя покупателем. И пусть вас исподволь греют лавры Третьякова: кто знает, если вам повезет, вы найдете работу будущего Ван Гога или Кандинского за копейки.
3. Пусть вами движет исследовательский интерес. Почувствуйте себя детективом или историком — как вам угодно. Вы не обязаны читать все тексты на выставке, но даже маленькая табличка с подписью к работе раскрывает множество ценной информации: откуда эта работа, как она называется и какие материалы использованы в ее изготовлении. Обычно на «этикетке» стоит имя автора, название работы, год ее создания, из чего она создана, коллекция, в которую входит эта работа. Возможно, после этого короткого пояснения, вам захочется прочесть и описание к работе, и, если оно есть, или есть QR-код, ведущий на онлайн-описание работы, то вы будете иметь все ключи для понимания. Если же вам все равно ничего не понятно, просто запомните самую характерную особенность того, что увидели и попробуйте рассказать друзьям.
4. Реагируйте естественно. Позвольте себе любые эмоции, даже негативные. Спорить и возмущаться — также нормально, как хвалить и закатывать глаза от восторга. Помните, если вообще у вас возникают эмоции — это отличный результат искусства. А если у вас включился еще и ассоциативный ряд, то художественный эффект налицо. Серьезно — определенная агрессия, провоцируемая в нас произведениями искусства, всегда была частью процесса восприятия искусства. Судите сами, если бы художники рисовали только то, и только так, как всем нравится, и общепринято, стало бы неимоверно скучно. Поэтому все время приходилось что-то менять. Так мы и дошли до полупустых залов с одним телевизором, на котором транслируется нечто, что мы силимся понять.
5. Поиграйте. Как в любой игре, к некоторым видам искусства — интерактивным инсталляциям, паблик-арту и не только, дается инструкция. Попробуйте с ней разобраться: что это, как пользоваться — воспримите эту затею легче, и не забудьте обратиться к «взрослым» — часто в этой роли выступают медиаторы, готовые ответить на любой ваш вопрос и вступить с вами в диалог. В этом отличие современного подхода к искусству — готовность взаимодействовать со зрителем и получать обратную связь. Пользуйтесь этим.
6. Расслабьтесь и по возможности получайте удовольствие. Используйте искусство для расслабления. В самом деле, современное искусство помогает нам мыслить, медитировать, оно удивляет, трогает, смешит и вдохновляет на собственные творческие подвиги — кому что больше подходит. Просто выбирайте подходящие для настроения идеи и образы и получайте удовольствие. Кстати, со временем эффект от посещения выставок и просмотра искусства для опытных пользователей сравним с вкусной шоколадкой, потому что эмоции вызывают прилив эндорфинов и других гормонов. Польза еще и для мозговой деятельности.
7. Смотрите на вещи шире. Если сильные эмоции, возмущение, неприятие или же восторг может вызвать современное искусство, то наверняка вы также неравнодушно реагируете на артефакты из истории искусства. Может быть вы считаете героинь Рембранта пухловатыми, а Мону Лизу некрасивой, и считаете, что все искусство должно вызывать у вас такие же эмоции, как, например, кувшинки Моне или «Весна» Ботичелли? Возможно, дело в жестких эстетических рамках, которые, сюрприз, можно немного двигать. Каждый период истории привносит новые канонах красоты и технологии, с помощью которых создается искусства и все меняется. Смотрите на искусство как на апгрейд техники: вряд ли вы бы согласились сегодня передвигаться на тройке, даже с бубенцами? А значит бессмысленно сопротивляться изменениям и в искусстве.
8. Читайте месседжи. Во все времена визуальные изображения содержали зашифрованную информацию — через символы, с помощью цвета, орнамента и буквенных начертаний. Так что иногда изображение женщины эпохи Возрождения, святой или нет, это не просто портрет, а сообщение о тех силах, кто покровительствует той или иной области и каждая деталь в такой картине повествует целый рассказ о местности, ее живности, растительности и климате. В работах Босха все еще сложнее, тут мы имеем дело с метафорическими образами библейских и не только мифов, аллегорий всех грехов человеческих. Современное искусство точно также содержит множество символов, расшифровать которые иногда просто, иногда чуть сложнее. Но в целом, как правило, все проще, чем гадать по средневековым манускриптам. Если же вы оказались на вернисаже, где присутствует сам художник, он с радостью поведает вам все смыслы и дополнительные отсылки и переклички с другими произведениями (эта традиция тоже была во все времена). Впрочем, абстрактная живопись так устроена, что может не содержать никаких аллюзий на изображения, символов и шифров, но как правило отталкивается от определенного настроения автора, которое несложно считать. Кстати, в этом секрет успеха абстрактной живописи, которая появилась в ХХ веке и до сих пор пользуется большой популярностью.
9. Как отвечать на вопрос «Я тоже так могу» или «Мой ребенок может лучше». «Замечательно!» — это и сближает художников современного искусства с публикой. Конечно, художник, в отличие от «вашего ребенка» или вас проделал немалый путь, чтобы оказаться на выставке, и, возможно, может еще многое — например, выстраивать собственную мифологию, как молодой художник Глеб Нестреляев, чьи рисунки могут напоминать детские плоскостным изображением. Что характерно также и для народной орнаментальной графики. Такие работы содержат куда более тонкие смыслы и идеи. Кроме того, как правило современные авторы получают многогранное образование и уж если оказались на выставке или ярмарке с «детскими» рисунками, то потому, что именно они привлекли внимание экспертов своим своеобразием. Конечно, каждый из нас может зарисовать одним тоном большое плоское изображение. Но для начала надо задаться такой целью и сделать это качественно. Определенное качество сказывается и на стоимости искусства, про это тоже важно помнить.
10. Будьте открыты к взглядам на мир других. Находясь на территории искусства стоит принять тот факт, что оно в первую очередь — особый авторский взгляд и художественный способ смотреть на мир. Он может не совпадать с нашим видением или казаться чем-то само собой разумеющимся. Повседневные сюжеты или же экзотические, специально срежиссированные или выхваченные из реальности — фото- и видеокадры — важный раздел современного искусства. И все чаще на выставках встречаются фотографии, сделанные с помощью обычных камер мобильного телефона… Почему это считается искусством? Скорее всего фотография — лишь способ передать авторскую мысль, связанную с его чувствами, переживаниями или наблюдениями, которыми он бы хотел поделиться со зрителями. Вы вправе пройти мимо или же выслушать авторское мнение с помощью простого просмотра или короткого видео. Возможно, это обогатит ваш мир, найдет отклик в вашем сердце, возможно, — нет. А иногда это подталкивает нас самих к созданию серии изображений в определенной стилистике. Именно поэтому став зрителем современного искусства, вы сильно рискуете только одним — можете влиться в ряды и коллекционеров, и художников. Потому что это увлекательно — исследовать мир творческими способами.