Индейское лето. Варвара Визбор

Варя Визбор училась в Щукинском училище, но считает себя не актрисой, а музыкантом. Любит джаз и идет своей музыкальной дорогой, которую ей подсвечивают песни Юрия Визбора и Ады Якушевойее дедушки и бабушки. Варя смогла сделать самое важноевзять песни, которые в 1960-е годы пели все: студенты, инженеры, врачи, учителя, журналистыи дать послушать поколению 2000-х, исполнив на очень свой лад, но сохранив при этом их душу.



На фестивале «Индейское лето» вы увидите новый музыкальный проект «Варвара Визбор» и программу «Земляника».


Театральное образование помогает вам с музыкой?

Несмотря на то что я окончила Щукинское училище и работала в нескольких театрах, я — не актер, я — музыкант. Пока училась в Щукинском, всегда старалась разгрести себе музыкальное пространство. И потом, уже в актерских работах, когда готовила роли, часто слушала какие-то музыкальные композиции, которые помогали мне понять персонажей. На втором курсе в институте появился джаз-танец, и я улетела. Играет джаз, человек танцует. Что может быть лучше? Это моя большая любовь — соединение музыки и движения.

Сколько лет из своих 29 вы поете?

Начала я петь в хоре, когда пошла в первый класс средней школы, и пела все 10 лет. Хор назывался «Красная гвоздика». Это была моя отдушина после математики и физики, в которых я ничего не понимала. Когда подрос Юра, мой брат, мы стали петь вместе: я пела, а он играл. Сначала пели дома, потом подумали: а почему бы не петь для зрителей? И начали выступать в клубах. Это было уже начало института, а параллельно я познакомилась с джазовыми музыкантами, невероятно крутыми. Это Сергей Хутас, Женя Борец. Они работают с Макаревичем в программе «Джазовые трансформации», играют в «Оркестре креольского танго». Так родился проект «ВизборV.S.Хутас», мы были вместе пять лет, выпустили альбом «Земляника». А этим летом появился проект «Варвара Визбор».

Альбом называется «Земляника» по песне Дмитрия Сухарева и Виктора Берковского, которую вы поете со своими музыкантами?

Не только поэтому. Слово «земляника» произошло от старорусского «земляница», то есть растущая близко к земле. В нашем случае эта близость к своему языку, русским корням. Земляника очень вкусная, душистая, но при этом дикая и достаточно редкая, особенно для жителей городов. Мне кажется, что и в нашем творчестве есть что-то такое, чего людям не хватает в их сверхбыстрой жизни, чего не хватает и лично мне.

Сама музыка у нас такая приджазованная, но не академический джаз или, наоборот, авангард. Музыканты все большие профессионалы. Среди авторов стихов и музыки — люди из разного теста и даже из разных эпох. Просто все они близки лично мне по духу и настроению, а на некоторых песнях я просто выросла.

Дедушкиных и бабушкиных песен в концертах много?

На самом деле их не так много, просто у тех людей, кто их знает, на эти песни очень откликается сердце. В альбоме и в моих концертах есть песни, написанные моим дедушкой, Юрием Визбором, есть песня Ады Якушевой, есть песня на стихи Дмитрия Сухарева и на музыку Виктора Берковского. Есть композиция, стихи к которой написал мой друг и бывший коллега по театру актер Борис Рывкин, песня «Мюнхгаузен» была сочинена прекрасным автором-исполнителем Кирой Малыгиной, есть композиции, созданные совместно с моим бывшим контрабасистом Сергеем Хутасом на стихи Дмитрия Тютлина, а есть созданные совместно с Михаилом Максимовым из проекта «Тотъ Городъ» на стихи Марины Цветаевой и на стихи нашей современницы Анны Ретеюм. Есть песни, написанные моим младшим братом — Юрой Лобиковым, есть песни Валентины Толкуновой, Алексея Иващенко и других. Все это мои любимые песни, которые я чувствую по-особому.

Что вам в наследство оставил дедушка, Юрий Визбор?

Он оставил мне то, что не связано с материальным миром, — доброе отношение к людям. Мы с ним разминулись во времени, к сожалению, но рассказывают, что он умел общаться открыто и искренне с самыми разными людьми. Вот можно заехать в какую-нибудь деревушку, где он бывал, и точно найдется тетя Маня, которая скажет: «Вот Визбор, наш человек».

А бабушка, Ада Якушева, что оставила?

Юмор. Она не шутила как-то специально, просто все, что она говорила, было невероятно остроумно и смешно. Бабушка была человеком 1960-х, осталась в том времени, с его ценностями и привычками.


Как вам кажется — нужно себя приноравливать ко времени, которое досталось, или оставаться верным тому времени, в котором произошел твой внутренний взлет? Кто из шестидесятников вписался в новое время?

Сергей Яковлевич Никитин. Это человек абсолютно нашего времени. Он вообще человек любого времени. В какой-то момент Сергей Яковлевич предложил посотрудничать с ним. Мы в его команде давали концерты в Москве и на Крайнем Севере. Ездили в Кизему, где дедушка работал в школе по распределению после пединститута. Он поехал туда как учитель русского и литературы. Но, оказавшись там, понял, что нет учителей, так что стал преподавать и физику, и химию, и математику, и физкультуру.

У вас хорошие отношения внутри семьи, с мамой?

Замечательные. Интересно, что с моим взрослением я ощутила и ее взросление.

Вы похожи на нее?

Мы совсем разные. Вот, например, я люблю грозу и мрак, люблю, когда природа бушует, а мама очень боится. И так во многих вещах. Но тем не менее я чувствую ее поддержку, дружбу — небытовую, настоящую. В моменты, когда нужна помощь, мама всегда рядом. А вообще, я — папина дочка. Папа классный.

Где бы вы хотели жить?

Я бы хотела жить не в самой Москве, а неподалеку, на природе, в каком-нибудь домишке. Москва нравится, когда ты имеешь с ней дистанцию, возможность перемещаться, уезжать и возвращаться.

Что вас подпитывает? Когда внутри пусто, где наполняетесь?

Я знаю, куда надо ехать. Не очень далеко. Хотя, знаете, даже ехать не надо. Можно просто сесть и представить это место. Там красивая речка с торфяной прозрачной водой, поля, песчаная дорога. Это место в Тверской области. Там была наша дача, и там я проводила детство, шаталась по лесам и полям с моей любимой собакой.

Интересно, как стихи дедушки и бабушки звучат для вас? Как вы выбираете песни?

Ни время, ни актуальность, ни современность не важны. В дедушкиных песнях самое главное — доброта. А доброта всегда ко времени. А вот бабушкину песню «Если б ты знал» я пою ради этой фразы:

«Если б ты знал,

И если б ты имел все время в виду,

Что в этом доме даже лестницы ждут

Тебя зимой и летом».

Все, мне больше ничего не надо от этой песни, только строчка «…в этом доме даже лестницы ждут».


Материал обновлен: 05-05-2022