Педагог творческой студии «Летал и Шагал» Ольга Айзенберг рассказывает, как поход с ребенком в музей превратить в совместное приключение..
ИДЕМ В МУЗЕЙ С МАЛЫШОМ
Вопрос — брать ли с собой на выставку малыша, которому не исполнилось двух лет — дискуссионный. Надо ли тащить собой младенца в слинге, в коляске или на руках? Я предлагаю хотя бы попробовать. Ведь мы бываем с ребёнком в разных местах, и такие выходы в свет очень обогащают детский жизненный опыт. И не прекрасно ли, что этот опыт будет включать в себя живопись, скульптуру и особую атмосферу залов, где бродят, где бродят притихшие и внимающие, сконцентрированные на своих ощущениях люди! И совершенно замечательно, что ваш спутник находится в таком возрасте, когда ему интересно ВСЁ — разглядывать яркое живописное пятно, пробовать, какова балясина перил на ощупь, шуршать билетами. Пройдёт совсем немного времени, и вам уже придётся специально придумывать сценарий похода в музей, подстёгивать интерес ребёнка всякими «приёмчиками». А пока — пользуйтесь моментом и насладитесь свободой бродить по залам в том темпе и порядке, которые вашей душе угодны.
НАСЫЩАЕМ РЕБЕНКА ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ
Что можно делать, чтобы гарантировать малышу впечатления, а заодно наполнить ваш поход общением и продемонстрировать ребёнку, что музей это очень интересное место.
— Искать и проговаривать узнаваемые образы («смотри, это же кошка!»);
— Говорить про
цвет (напоминаем, что у малышей до года цветовое зрение ещё только формируется, поэтому для них наиболее интересными стимулами будут яркие контрастные сочетания);
— Говорить про
форму и её свойства (округлая – мягкая – острая – резкая);
— Говорить про
размер (например, про Давида Микеланджело в ГМИИ им. Пушкина «Давид ООООЧЕНЬ большой!»);
— Трогать всё, что разрешено трогать в этом музее.
Не сомневаемся, что оптимальные для вашего ребёнка объём впечатлений и длительность арт-прогулки никто лучше вас не определит.
ЧТО ПОЛУЧАЕТ МАМА ОТ ПОХОДА В МУЗЕЙ:
— Вы вышли в свет;
— Получили впечатления и «напитались» искусство;
— Сделали это вместе с ребёнком;
— Ребёнок получил новый опыт и тоже «напитался».
ВЫ ИДЕТЕ В МУЗЕЙ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ СТАРШЕ ТРЕХ ЛЕТ
Тут уже, наверное, не возникает вопроса «а надо ли»? Конечно, надо. Он-то уж точно — самая благодарная музейная публика! Ведь это тот самый возраст, про который говорят «время тысячи вопросов в минуту» — природное любопытство включается на полную мощность. Ребенку должно быть интересно и ни секунды не скучно, ведь долго слушать он еще не умеет. Скучать, конечно, тоже полезно, но точно не в музее. Иначе затащить юного ценителя прекрасного на следующую выставку вам вряд ли удастся. Правильная стратегия: интерес плюс действие равно интерактив.
КАК СДЕЛАТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МУЗЕЮ ИНТЕРАКТИВНЫМ
— Задавайте вопросы и ищите ответы. Вопросы могут быть «загадками», имеющими ответ (а это предполагает вашу хотя бы минимальную подготовку к походу в музей. Узнайте что-то интересное про пару-тройку работ, которые вы увидите), а могут быть вопросами эмпатического свойства, направленными на считывание эмоционального фона художественного образа («какое настроение у этой картины?», «каким становится ТВОЕ настроение, когда ты смотришь на эту картину?»);
— Придумывайте игры. Например, ролевые. Вы можете поменяться ролями: «Я буду зрителем. Может быть, даже инопланетянином. А ты — экскурсоводом. Сделай, пожалуйста, для меня небольшую экскурсию по этому залу!». Можно раздавать разные номинации работам художников — «самая острая», «самая гладкая», «самая бодрая», «дурацкая», «добрая», «смелая» — не стесняйтесь придумывать!;
— Творчески переосмысливайте увиденное. В музее у вас обязательно должен быть с собой блокнот и карандаш. Прекрасное начало похода: заходим в музейный магазин и покупаем эти важные, просто необходимые вещи. Всем это понравится, предметы обязательно пригодятся и, к тому же, останется память об этом походе. И дальше — обязательно рисовать. Наброски с произведений художников — это идеальный способ пропустить работу через себя и вступить в диалог с мастером.
— Есть один совет для тех, кто очень не уверен в своих силах. Такие бывают, робеют перед великими и говорят: «у меня так не получится…». Конечно, именно «так» и не надо, надо по-своему, но иногда переубедить оказывается очень трудно. И тогда можно рисовать не копии, а «дополнения». Например, молодому человеку с портрета нарисовать невесту. А солнечный пейзаж представить себе в ночном освещении. Помимо набросков, прекрасным способом изучить работы и увидеть их по-новому, по-своему является игра в «рамку». Возьмите с собой из дома вырезанную рамку из простого листа А4. И смотрите через неё на всё на свете, отыскивая новые композиции, фокусируясь на важном или, наоборот, второстепенном.
Чтобы стать с музейными экспонатами «на ты», соберите коллекцию любимчиков. Выберите самых дорогих сердцу, обсудите их, купите открытки с ними в музейном магазине и обязательно пообещайте навестить их в следующий раз.
Важно помнить, что ребёнок должен чувствовать себя в музее свободным, не задавленным взрослой «необходимостью», а ведомым своим собственным интересом. Когда только придёте — отпустите его немного вперёд, дайте освоиться с пространством, попросите найти то, что ему интересно и нравится. Я совершенно уверена, его выбор вас обрадует, а главное, возникнет прекрасный повод для разговора, инициированный самим ребёнком. При обсуждении работ художников дайте ребёнку высказаться первым, чтобы не навязывать ему своего «авторитетного» мнения.
И СНОВА ВСЕ СЧАСТЛИВЫ, ПОТОМУ ЧТО:
— Вышли в свет;
— Узнали новое не только об искусстве, но и друг о друге;
— Зарядились «искусством» и пропустили его через себя;
— Повысили уровень доверия, поскольку с интересом и вниманием слушали мнение друг друга об увиденном.
Ну, а для средних и старших школьников мы лучше напишем материал, как водить в музей родителей!
А для тех, кто хотел бы своё общение с прекрасным продолжить дома, мы предлагаем наш курс ШАГАЛОК, после которого ни один ребёнок гарантировано не останется равнодушным к искусству!