Фото обложки: Liam McGarry
В преддверии Всемирного дня театра театральный критик Мила Денёва собрала спектакли, с которых можно начать знакомство с современным сценическим искусством. Проделаем путь от более понятного и давно известного к чуть более сложному, по пути захватывая театры, жанры и режиссёров, которых уже неловко не знать. А чтобы театральный роман оказался взаимным, подготовимся к походу на спектакль заранее.

Мила Денёва
театровед, лектор, театральный критик
Опираемся на известное
Можно начать, например, со спектакля по любимой книге.Только будьте готовы увидеть в знакомом произведении то, о чем раньше и не подозревали, потому что театр — не аудиокнига, а самостоятельное искусство. И главный в современном театре — режиссер.
Знакомимся с режиссером
Мы доверяемся режиссеру как проводнику, который увидел сон по поводу того или иного сюжета литературы и метафорично передал его на сцене в собственной интерпретации. Послушать интервью с ним или хотя бы пробежаться по заголовкам материалов о его спектаклях — тот минимум, который можно сделать для собственной же эмоциональной безопасности.
Главный в современном театре — режиссер.

Изучаем аннотацию на сайте театра
Если у спектакля указан жанр «рок-концерт», то будьте готовы к громкой музыке, клубам дыма, поющим-танцующим зрителям вокруг вас. Обращайте внимание на список действующих лиц идату премьеры, посмотрите тизер и фотографии.
Не доверяем чужому мнению
Почитать отзывы на билетном сайте или посты модных блогеров до спектакля, конечно, можно. Только важно помнить, что это сугубо личные мнения, часто обусловленные вовсе не эстетическими качествами спектакля, а какими-то иными мотивами. Например, автора отзыва не пустили в зал через 30 минут после звонка. Или блогер отрабатывает пригласительные и рассчитывает на продолжение сотрудничества с театром. Лучше потратить это время на безусловное и объективное, к примеру, перечитать литературный первоисточник (хотя бы на «Брифли»).
Даем ответам созреть у нас в голове
Что хотел сказать режиссер? Перевернулся ли в гробу автор? Почему мне не зашло и в меня не попало? И где вообще свет в конце тоннеля? Ответы на эти вопросы — наш собственный интеллектуальный путь, потому что каждый режиссер видит в зрителе равного собеседника.
Что хотел сказать режиссер? Перевернулся ли в гробу автор? Почему мне не зашло и в меня не попало?
Must-watch московского театрала
«Лада, или Радость», реж. Марина Брусникина, РАМТ
Условный, очень игровой театр, полный щенячьего восторга в буквальном смысле — Нелли Уварова играет собаку, которую в деревне летом приручили, а на зиму бросили. Универсальный вариант для зрителей любого возраста. И хороший — для знакомства с творческим методом Марины Брусникиной, теперь уже главным режиссёром РАМТа: театр как «коллективное воспоминание», как хор голосов, где главное — поведать простую человеческую историю, без интеллектуальных концепций. Смотрим, как это работает, на примере первой прозы известного современного поэта Тимура Кибирова.

«Евгений Онегин», реж. Римас Туминас, Театр Вахтангова
Это база. Главный спектакль классика русской режиссуры XIX века Римаса Туминаса и визитная карточка Театра Вахтангова, с которой он покорил Бродвей и Европу. При всей легкости и «хулиганскости» это образец монументального стиля, где правит абсолютная красота, от пушкинского слога до музыки Фаустаса Латенаса. Бонусом — сразу два Онегиных, один из которых Сергей Маковецкий, и голос Иннокентия Смоктуновского.
«Серёжа», реж. Дмитрий Крымов, МХТ им. Чехова
Спектакль по мотивам романа «Анна Каренина» — яркий пример жанра театр художника: это когда визуальность играет столь же важную роль, как текст и артист. Огромное черное платье, будто пожирающее Анну… гуттаперчевый мальчик-кукла…ветвистые рога Каренина… и наклонный помост сцены, стряхивающий с себя персонажей. Все это звучит мощнее и неожиданнее хрестоматийного текста Толстого, который здесь в необязательном пересказе. «Серёжа» один из двух спектаклей великого режиссёра Дмитрия Крымова, оставшихся русской публике после его отъезда из России.
«Бег», реж. Юрий Бутусов, Театр Вахтангова

Самый зрительски доступный из трёх уцелевших в московском репертуаре спектаклей Юрия Бутусова — выдающегося режиссёра последнего 20-летия российского театра. «Восемь снов» булгаковской пьесы точно отражают постановочный стиль Бутусова: театр как сновидение со множеством флешбеков, киношным монтажом, повторами сцен и ужасом, от которого невозможно убежать. Это мир, вдребезги разлетевшийся на осколки, потому в каждом его спектакле предметы множатся и вываливаются на сцену сотнями копий.
«Таня», реж. Константин Богомолов, Театр на Бронной
Посмотрели «Таню» по пьесе Арбузова — считайте, что познакомились со всем творчеством режиссёра Богомолова последнего периода. Пример того, каким становится театр, когда артисту не нужно повышать голос, потому что есть микрофон; хлопотать лицом и сыпать широкими жестами — потому что есть крупный план на экранах, как в кино. Лаконичная почти бесцветная сценография с яркими вспышками видео-арта, как будто подмороженные ничего не играющие люди и ностальгия по Москве 1930-х, когда можно было заблудиться в Сокольниках.





«19.14», реж. Александр Молочников, МХТ им. Чехова
Единственный в московском репертуаре спектакль в жанре политического кабаре, броским языком бурлеска и хлестким текстом Дмитрия Быкова* говорящий о бессмысленности любой войны вообще. Конферансье делает все, чтобы в кабаре было весело, а документальный сюжет об ужасах Первой мировой работает ровно на обратное.
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента




«Собачье сердце», реж. Антон Фёдоров, МТЮЗ
Редкий случай, когда зрительские восторги сливаются с единогласным признанием театральных критиков. Спектакль выполняет сразу две просветительские задачи. Знакомит с лидером нового поколения российской режиссуры Антоном Фёдоровым — это его самый «фирменный» московский спектакль. И с театральным талантом известного по сериалам актёра Андрея Максимова — это его самая выдающаяся роль.
«Поиск продолжается», реж. Дмитрий Крестьянкин, Театр Маяковского
Театр как социальный проект и инструкция по выживанию для подростков с родителями. В спектакле звучат три документальные истории инструкторов поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» о подростках, которые по разным причинам попадают в беду. В очень простой сценографии (три стула, четыре актера с фонариками) спектакль случается буквально на коленках у зрителя и обладает мощным терапевтическим эффектом. После спектакля обязательно обсуждение с инструктором-психологом «ЛизыАлерт», своего рода ликбез для детей и родителей, про то, как спастись от травли в школе, манипуляций в соцсетях и домашнего насилия.

«Транссиб», реж. Дмитрий Брусникин, Практика

Самый старый спектакль «Мастерской Брусникина» — легендарного курса Школы-студии МХАТ, нынешних резидентов театра «Практика». Их мастер Дмитрий Брусникин ввел в российский театр и актерское образование такую технику как вербатим — когда артист на сцене не играет придуманный образ, а в точности передает интонации реального человека и его документальную историю. Это путешествие от Москвы до Владивостока и от человека к человеку, где Россия оживает в случайных лицах.
«Три сестры», реж. Андрей Маник, Пространство ВНУТРИ
Команда молодых артистов и режиссёр Андрей Маник создали независимую театральную компанию «Озеро», за которой крайне желательно следить всем, кто верит в светлое будущее российского театра. И играют они этот спектакль в пространстве «ВНУТРИ» — главном на сегодня негосударственном театре Москвы, на премьеры которого невозможно достать билеты. Но попробовать стоит, потому что: пьеса Чехова рассказана своими, ироничными и неказистыми словами, что напрочь сдувает с нее столетний театральный шлейф; Машу Прозорову и Вершинина играет крайне неожиданный дуэт миниатюрой Марии Смольниковой и громоздкого Максима Виторгана.
Перед каждым театральным приключением, пожалуйста, помните, что зритель несет персональную ответственность за свое впечатление и комфорт на спектакле. А наше восприятие зависит исключительно от: осознанности выбора и театральной насмотренности. И то, и то другое, как говорил герой булгаковской пьесы, достигается упражнением.
Читайте также:
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов