Текст: Мария Жаворонкова
Фото: пресс-материалы, фотографии Seasons Project
Издательство «СЛОВО/SLOVO» выпускает «Библиотеку детской классики» в 50 томах, в которых собраны шедевры русской и зарубежной литературы – произведения о детстве и юности, рассказы о животных, приключения, фантастика, волшебные сказки, мифы и легенды. Должна ли быть у ребенка своя библиотека, зачем сегодня читать детям классическую литературу, какие книги мы зачитывали в детстве до дыр, и можно ли эту любовь передать по наследству, — мы поговорили с нашими экспертами, педагогами и родителями.
Анастасия Ашихина
Мама двух школьниц 10 и 17 лет, ведущая детского клуба «Книжное счастье»
Я помню открытие, которое сделала ребенком: одна и та же история может быть рассказана по-разному. Я взяла в библиотеке «Тома Сойера», которого до этого уже читала. И хорошо помнила, что начинается он так:
– Том!
Нет ответа.
– Том!
Нет ответа.
– Куда мог запропаститься этот несносный мальчишка?
И вот я открываю библиотечную книгу, а там все не так! «– Том! Тишина. – Том! Тишина». Да это просто другая книга! Мой «Том Сойер» — только в переводе Корнея Чуковского, и только его я хочу читать своим детям.
Я помню совершенно магическое воздействие, которое на меня производил «Конек-Горбунок», наверное, потому, что его читала мне мама. Может, я не все понимала, но эта ритмичность и этот слог меня совершенно завораживали. Кажется, что современный ребенок вряд ли возьмет с полки «Конька» сам. И я тоже, кстати, в детстве сама не взяла. И для меня — это про то, какой подарок на всю жизнь может сделать ребенку взрослый, если читает ему вслух. Эта традиция семейных чтений до обидного рано заканчивается. А мне кажется, что детям надо читать до тех пор, пока они пускают тебя в комнату.
Сегодня ребенку бывает трудно читать классическую литературу, потому что там другой темп, много непонятных слов. Но уметь читать такие книги очень важно — это про освоение сложного, богатого языка, про формирование культурного поля. И здесь, конечно, ребенку нужна помощь. Мой опыт родителя и преподавателя говорит мне, что читающие дети растут в читающих домах. Купить даже самые прекрасные книги и поставить их на полку — совсем недостаточно. В доме должна быть большая, разнообразная библиотека и современной, и классической литературы, а чтение — «вшито» в образ жизни семьи.
Ребенок видит родителей с книгой, дедушка читает ему что-то свое любимое, а мама — свое, он понимает, что это книги какие-то особенные для значимых взрослых.
Семейное чтение — очень уютная, ресурсная традиция, которая позволяет возникнуть диалогу между поколениями, поделиться с детьми тем, что нам дорого.
Анастасия Серазетдинова
Учитель литературы, создатель онлайн-мастерской историй для детей Бебунг
Я была в детстве не очень читающим ребенком и начала всерьез читать уже в университете, когда поняла, что книги позволяют мне расти. Но в нашем доме была огромная библиотека, и родители нам с братом читали по вечерам, даже когда мы были уже подростками. Нам всегда было, что взять с полки — почитать или просто посмотреть картинки. Я до сих пор помню старинную Библию со страницами из рисовой бумаги, какие они были на ощупь, как они шелестели, я листала их, и меня это просто завораживало. Домашняя библиотека — то, из чего ты состоишь, что формирует тебя. У моего мужа есть книги, которые достались ему от прабабушки и прадедушки — с пометками на полях. Конечно, они живые, ты чувствуешь это, когда берешь их в руки.
Если у ребенка есть личная библиотека, он «примеряет» разные книги, выбирает то, что останется с ним. Я совсем не считаю, что есть какой-то обязательный список литературы, не освоив который ты не вырастешь человеком. Мне кажется, сегодня куда важнее просто не отвратить ребенка от чтения. И все же есть книги, которые лучше читать в детстве. Вряд ли во взрослом возрасте ты возьмешь в руки «Трех мушкетеров».
Хорошо, если есть в библиотеке «Мифы и легенды древней Греции» Куна — это какой-то золотой ключик для входа в мировую культуру через детское восприятие (ведь мифология — это детское сознание мира). Сказки Пушкина, Андерсен, ранний Толстой, «Алиса в стране чудес» — это то, что формирует картину мира, делает ее богатой, разнообразной.
Делая предзаказ книг, вы получаете сертификат, который можно положить под елку на Новый год. К нему прилагается небольшой подарок — кубик Рубика в цветах томов Библиотеки.
Литература нам дает опыт переживания сложных эмоций, умения слышать другого, примерить на себя жизненные вызовы, с которыми сталкиваются книжные герои. Классика — сложная призма, через которую мы можем посмотреть на то, что такое любовь, дружба, предательство. Чтобы уметь этой призмой пользоваться, нужны проводники — это и словари, и комментарии, а главное, взрослые, которые помогают книжный опыт осмыслять. Отношения с книгами у ребенка вырастают из человеческих отношений. И они вырастают, если для нас, взрослых, чтение — это способ быть вместе с ребенком.
Светлана Сидорова
Культуролог, преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Семейная библиотека — это целый мир для детей. Вселенная, которая держит в своих объятиях ребенка и не выпускает его, когда он взрослеет. В детстве я зачитала до дыр «Золотой ключик» Алексея Толстого — я во всех подробностях до сих пор помню эту книгу, какой она была на ощупь, как она пахла, какие в ней были картинки. Моя тяга найти потайную дверцу за старым холстом — не оттуда ли? Вспомним знаменитый книжный шкаф Мандельштама, о котором поэт говорит с такой нежностью, словно о живом существе — о цвете корешков, о том, какие книги принадлежали матери, а какие отцу. Булгаков одним из главных впечатлений своего детства считал домашние спектакли, которые вырастали из книг.
Какая литература формирует сегодня вселенную ребенка? Появилось много прекрасных современных авторов, но я считаю, что с классикой детей нужно знакомить обязательно. Это наш генетический код, мост между поколениями, которому нельзя дать обрушиться.
Классическая литература формирует чувство языка, а язык, как говорил Хайдеггер, больше и старше нас. Один из подарков, который взрослый может сделать ребенку — помочь ему войти в этот мир. Совместные чтения, домашние спектакли, погружение в книгу — не только прочитать «Золушку», но и посмотреть балет, послушать сказку в исполнении Плятта — большой, но и очень благодарный родительский труд.
Наталия Аветисян
Главный редактор издательства «СЛОВО/SLOVO»
«Мы готовили к выходу «Библиотеку» два с половиной года. Нам хотелось, чтобы эти книги стали семейной реликвией, которая передается из поколения в поколение. Мы постарались представить все жанры прозы, поэзии, драматургии в классических переводах и пересказах, каждый том сопроводили биографическими справками о жизни и творчестве автора, постраничными сносками, объясняющими устаревшие и непонятные слова. Мы задумывали книги так, чтобы ребенок с ними вырастал, чтобы они сопровождали его с дошкольного возраста до выхода во взрослую жизнь. Нам кажется, что «Библиотека», собранная экспертами, сделанная с огромным уважением и любовью к читателю — замечательный подарок и родителям, и детям. Высочайшее качество полиграфии, иллюстрации — классические и созданные специально для этого издания, обложки с тремя разными видами тиснения, размер шрифта, дружественный ребенку, — мы очень старались, чтобы эти книги стали для ребенка «теми самыми» книгами, которые останутся с ним навсегда».
Реклама. АО «СЛОВО», ИНН 7704012968
Токен: 4CQwVszH9pQNrYFxdaF