Карантин потребления

За прошедший год в дизайне произошла революция. Переосмысливается само понятие красоты — эстетика уходит на второй план, уступая место эмпатии, заботе о человеке и природе. В индустрии дизайна философия осознанного потребления выходит на первый план.

Наше самоощущение сегодня как никогда зависит от того, насколько прочно у нас выстроена связь с домом.

Это время, когда мы заново открываем для себя место, где мы живем, — как будто вернулись из долгой поездки и видим свою квартиру другими глазами. Хорошо ли здесь мне и моим близким? Удобно ли? Есть ли здесь место для меня лично и пространство для развития?

Понятно, что дом, в котором вся семья встречается только по утрам и вечерам, совсем не похож на тот, где целыми днями учатся, работают, готовят обеды и ужины, занимаются спортом и отдыхают. Если раньше дизайн был нацелен в основном на решение практических, утилитарных задач, то теперь его главной темой становится душевное и физическое здоровье человека. В дизайн-Мекке — Академии дизайна в Эйндховене — уже несколько лет существует факультет благополучия, студенты которого учатся создавать психологически комфортную предметную среду. И это, конечно, не про моду и не про стиль — никакие культовые дизайнерские объекты не принесут в дом то, в чем мы больше всего сейчас нуждаемся, — чувство защищенности и внутренний покой.

Главный герой современного интерьера — многофункциональная компактная мебель, которая позволяет в любом уголке квартиры оборудовать рабочее место. Ширмы и мобильные перегородки помогают создать личное пространство, что особенно важно, когда семья целые дни проводит дома. Тогда спальня становится офисом, ванная комната — спортзалом, кухня — залом для видеоконференций.

«Придумывая интерьер, мы глубоко погружаемся в жизнь его обитателей, — говорит дизайнер Илзе Кроу форд. — Мы должны создавать пространства, в которых можно будет остаться надолго». «Мы видим, как меняется обстановка наших домов в ответ на кризис, — продолжает Арик Чен, главный куратор вы ставки Design Miami. — Кто-то понимает, что громоздкий кухонный остров с дорогой столешницей больше ему не нужен, кто-то, наоборот, превращает кухню в место, где сосредотачивается вся жизнь семьи. Нет больше никаких правил, определяющих, как нам жить. Наш дом ждет еще большая индивидуализация».

В весеннем номере нашего журнала трендсеттеры, обозначая тенденции 2020 года, с грустью говорили о новой реальности, в которой люди становятся все более одинокими: работают удаленно, общаются с помощью гаджетов, и дизайнерам приходится это учитывать. Но за полгода эти слова перестали быть просто словами, каждый из нас, наверное, пережил это чувство, когда ты просто не можешь пойти в зум на очередную конференцию, когда тебе хочется рядом живых людей, живых разговоров, да просто поцелуя в щеку при встрече. Никакие технологии не заменят человеческое общение — человеку нужен человек. Не случайно Голландская неделя дизайна, которая осенью 2020 года впервые прошла в формате онлайн, была посвящена теме «Новая близость» — поискам новых способов взаимоотношений друг c другом и окружающим миром во времена локдаунов и дистанцирования.

Дизайн вырастает до целой философии, в которой вещи могут быть не просто функциональными предметами, а посланием человека человеку. Это новый виток интереса к ремеслу, которое Нацай Одри Кьезо, основатель и генеральный директор Faber Futures, называет «связующей тканью общества». Новые технологии должны не разрушать локальные штучные производства, а, наоборот, ценить и укреплять их.Во времена, когда ощущение физического контакта становится жизненно важным, тактильность — это базовая человеческая потребность. Прикосновение к теплой шерстяной ткани, шероховатому холодному камню, живая фактура дерева дают нам ощущение присутствия здесь и сейчас.

«Мы вступаем в новую эру, в которой центральной идеей становится возвращение к деревенскому масштабу», — говорит архитектор Стефано Боэри.

Побег из города не воспринимается больше как нечто экзотическое — за последний год многие переехали из городских квартир в дома или мечтают об этом. Но даже в большом городе мы можем держаться корней: разводить сады на подоконнике, осознанно относиться к потреблению и вещам, которыми мы себя окружаем. Сегодня даже производители офисной мебели выделяют на полках стеллажей специальные секции для комнатных теплиц и цветочных горшков.

Пандемия повлекла за собой «карантин потребления» и заставила многих из нас пересмотреть отношение к вещам.

Возможно, наш доход стал менее стабильным, но мы начали учиться обходиться малым и думать не о новых покупках, а о ремонте и утилизации. «Нужен ли нам еще один предмет? Это главный вопрос, — говорит дизайнер Константин Грчич. — Мы должны создавать «медленные» долговечные объекты и помнить о «круговороте» материалов».

Этот способ мышления требует появления принципиально других материалов, для создания которых дизайнеры используют всё новые и новые ингредиенты: яичную шелуху и картофельные очистки, водоросли и отходы текстильных и керамических производств, грибы, водоросли и даже окурки. Так рождаются вещи будущего, которые меняют наши представления о том, как должны выглядеть дизайнобъекты. «Это новый язык, к которому нужно привыкнуть и который нужно принять. Вещи будущего будут выглядеть иначе», — считает Кристиан Гросен Расмуссен, руководитель отдела дизайна Vitra.


Опубликовано в журнале Seasons of life, выпуск 58

Архивные номера и новые выпуски в онлайн-магазине

Материал обновлен: 17-06-2021