Керамика: украшение повседневности

Текст: Виктория Паршина

Бывшие дизайнеры интерьера, модель, ювелир и каллиграф — пять историй о том, как люди бросают все и становятся керамистами. Помимо службы глине и эмалям, их объединяет любовь к природным формам и цветам, еде, родному дому и эстетике повседневности.

Джудит Ласри (Judith Lasry), Франция

После учебы в Парижской школе искусств и дизайна Буль (l’Ecole Boulle), нескольких месяцев обучения каллиграфии в Китае и работы в столице, Джудит Ласри вернулась в родной дом в Бургундию, чтобы делать посуду. Ее увлечение керамикой родилось из любви к еде, теплым моментам за обеденным столом и к окружающему миру.

Мастер работает без гончарного круга — все изделия лепит руками из особого вида мягкой, тягучей, как пластилин, глины. Джудит покрывает их натуральными глазурями, сделанными вручную по старинным технологиям — например, из ясеня или виноградной лозы. Это восточноазиатская техника, при которой древесную золу смешивают с известью. За некоторыми материалами для эмалей — охрой или кусочками лавы — керамистка отправляется в экспедиции.

Силы природы не только дают жизнь посуде Джудит, но и вдохновляют на эксперименты с формой: блюдца-капли дождя, тарелки-облака, чаши-оливковые листья. Подавать блюда на них захотели даже рестораны высокой кухни: парижские  L’Office, Dersou, Mokonuts, в Дижоне — Cibo. Для каждого из них керамистка создала уникальную серию.

Амандин Ришар (Amandine Richard), Франция

Амандин Ришар, керамистка из северного пригорода Парижа, по образованию дизайнер интерьера. Увлечение росписью по фарфору и прикладными искусствами соединились в ней с любовью к сервировке. Амандин показывает, как звучит диалог между едой и посудой: цвет скатерти углубляет оттенки блюдец, кусочек безе делает белую тарелку еще более белоснежной, а ягоды на ней становятся ярче.

Амандин работает на гончарном круге или в технике эстампаж — когда на посуде делают оттиски растений или фактуры тканей. Белые «‎хлопковые» и нежно-серые «‎льняные» тарелки, чайный сервиз цвета накрахмаленного кружева, «‎шелковые» блюдца, бережно покрытые эмалью собственного приготовления — их тянет потрогать, провести пальцами по кромке, даже когда смотришь на них через экран телефона.

Фишка дизайнера — «‎разбитая посуда». Девушке было грустно выбрасывать поврежденные во время обжига тарелки, поэтому она решила их такими и оставлять, ведь в несовершенстве своя красота. Части треснувшей тарелки нумеруют, чтобы они жили вместе, рядом, дополняя друг друга. В «разбитые тарелки» уже влюбились и заказали для своих ресторанов некоторые французские шефы — Анджело Фериньо (Angelo Ferrigno), Максим Бутье (Maxime Bouttier), Мори Саско (Mory Sacko), Матьяс Марк (Matthias Marc), Хлоэ Шарлес (Chloé Charles).

Паскаль Наессенс (Pascale Naessens), Бельгия

Прежде чем стать керамисткой и автором кулинарных книг о полезной и вкусной еде, Паскаль Наессенс делала карьеру модели, была телеведущей, много путешествовала. Интерес к здоровой еде и ее приготовлению родился во время работы на экране и перерос в страсть, девушка начала придумывать рецепты. А в одной из поездок ее поразила работа керамиста из Турции Sabiha Ayari. Это знакомство открыло новую страницу в жизни Паскаль — для своих рецептов ей захотелось делать свою керамическую посуду. Пройдя обучения у Bie Van Gucht (@bievangucht), бельгийского мастера, Паскаль приступила к работе в студии. Органичные формы, живые и насыщенные цвета — произведения керамистки дышат подлинностью и чистотой.

«Всё начинается с креативности. Любовь, еда, здоровье, то как мы живем и чем себя окружаем: всё это в основном зависит только от нас», —  говорит Паскаль. В своем блоге, который читают более 100 тысяч подписчиков, она ежедневно делится эстетичными рецептами из натуральных продуктов. Засервированы блюда, конечно же, на посуде ее производства. Керамика «Pure» — такое название Паскаль выбрала для своей коллекции  завораживают переливами цветов и передают умение автора радоваться жизни.

Хана Карим (Hana Karim), Словения

Хана Карим работает и живет в Любляне, Словения. С керамикой она знакома с детства, можно сказать, что она провела его между студией живописи и гончарным кругом. Родители  говорили ей, что это увлечение может стать формой самовыражения и делом жизни, однако с производством посуды девушка связала свою жизнь не сразу.

Раньше Хана создавала украшения, используя при этом в своих коллекциях керамику, а сегодня делает керамическую посуду, вплетая в процесс техники ювелирного дела. В ярких текстурных работа мастера звучат детские воспоминания, унаследованная от мамы креативность Ханы, а зелено-голубые оттенки — это оммаж курдским и иракским корням папы. Каждая линейка посуды рассказывает историю из жизни художницы. Хана позволяет своим чувствам и эмоциям участвовать в созидательном процессе, а природе —  и подсказывать цвета и формы. 

Кейчи Танака (Keiichi Tanaka), Япония

Кейчи Танака закончил университет искусств Муссасино в Токио. Сначала он занимался дизайном интерьеров, но со временем понял, что в керамике больше простора для самовыражения. Чтобы стать с фаянсом и глиной на «‎ты», молодой человек несколько лет практиковался в Париже. Сейчас Кейчи живет и работает в своем родном городе Кавагоэ на острове Хонсю в Японии.

Керамист очарован функциональной красотой традиционных предметов быта, они  вдохновляют его на создание современных коллекций посуды, ваз, декоративных предметов. Для мастера важны три аспекта: визуальный, эстетический и практический. Кейчи любит использовать белую эмаль, когда  хочет добиться нежной и гладкой текстуры фаянса, как на изделиях, популярных в Европе XV и XVI веков, синюю глазурь, как в античной египетской и турецкой керамике. Для Кейчи важно, чтобы его произведения применялись в повседневной жизни и украшали ее — рассказывали истории, создавали уют и комфорт.

Читайте также: