Текст: Ольга Домогацкая
Фото фестиваля: Екатерина Якель
Фото обложки: Коломенское. Московские сезоны
Третий раз в столице проходит летний фестиваль впечатлений «Усадьбы Москвы». До 15 сентября 40 площадок города предлагают горожанам прийти к ним на спектакль, мастер-класс, лекцию, пикник. Предлагаем прогуляться по усадьбам фестиваля и делимся маршрутом, как прожить один день из светской жизни старой Москвы.
Размах фестиваля «Усадьбы Москвы» впечатляет. Билеты на популярные события в усадьбах разлетаются точно так же, как в какое-нибудь закрытое посольство: за пару секунд. Но многое доступно и без регистрации, тем более что сам фестиваль — про отдых, а не погоню за эксклюзивом. Можно наконец насладиться теплыми летними днями, полежать на траве и понаблюдать за тем, как гости усадьбы играют в крокет.
Для меня игра в крокет прежде всего — эпизод из «Алисы в стране чудес», хотя припасена на этот случай и семейная история: гувернантка моей прабабушки обожала эту игру (она, по моде того времени, была англичанка). Но на фестивале можно попробовать свои силы и в традиционных русских «городках» — игре, которая во многих дореволюционных общественных парках (например, в Сокольниках) пользовалась бешеной популярностью.





Пленэры, мастер-классы по садоводству и созданию садового декора — чего только не предлагают попробовать. Но мне особенно приятно, что в усадьбы возвращается досуг, для которого столетия назад и были построены великолепные усадебные дворцы с рядами больших окон и живописными колоннадами: балы и концерты. Легко почувствовать себя графом или княгиней, танцуя в просторном бальном зале или отражаясь в зеркалах музыкальной гостиной.
Событийная программа таких знаменитых усадеб, как Кусково и Царицыно, богата и вне фестиваля. Но этим летом прекрасные концерты можно послушать не только там, но и, к примеру, в прелестной усадьбе Остафьево — на «Русском Парнасе». Ручаюсь, вы там еще не были! Отдаленное положение большинства усадеб относительно исторического центра города — не случайность. Ведь раньше это были загородные дома, архитектурные ансамбли, где сохранился парк и ландшафт прошлых веков.




В фестивале участвуют и городские усадьбы. Если вы захотите пройтись по пешему маршруту, то организаторы фестиваля уже его для вас приготовили: включайте подкаст по Басманному району и следуйте за голосом в наушниках. Мы же воспользуемся метро: линиями БКЛ и МЦК. Все герои нашей небольшой экскурсии «живут» недалеко от станций: это станции «Измайлово», «Печатники», «Каширская» / «Кленовый бульвар», «Новаторская». Угадали уже, что это за усадьбы?
Первый герой — усадьба Измайлово — расположен чуть в отдалении от станции МЦК, на рукотворном острове. Живописнее всего путь через первый Бауманский мост: отсюда сразу видна жемчужина усадьбы Романовых — Покровский собор. Это огромный пятиглавый храм XVII века, покрытый изразцами знаменитого московского мастера Степана Полубеса. Древние въездные ворота оформляют проходы. Постройки эпохи Николаевской военной богадельни образуют каре, и большинство мероприятий фестиваля можно найти именно в этом квадрате. Здесь научат танцам и манерам XIX века, а на территории «Городской дачи» можно посмотреть кино под открытым небом, послушать лекцию и стать участником спектакля (работает до 18.08).






Выйдя из станции «Печатники», по подземному переходу дойдем до Люблинской улицы — и вот мы уже видим Люблинские пруды. Это часть усадьбы Люблино. Усадьба смыкается с музеем-заповедником Кузьминки, но туда мы сегодня не пойдем, иначе придется провести в усадьбе целый день. В Люблино самое очаровательное здание – это главный дом Николая Алексеевича Дурасова, большого оригинала и любителя театра и музыки.

Сразу видно, дом необычной формы: круглая «сердцевина» под куполом, от которого отходят четыре «лепестка», перехваченных «лентой» из колонн. Венчает купол фигурка девушки с покрытой головой — бронзовая копия античной статуи из легендарного итальянского города Геркуланума (римского города, сохранившегося под слоями пепла, чуть менее известен, чем Помпеи). Торцы «лепестков» украшены гипсовыми девушками в похожих одеяниях. Во всем чувствуется влияние палладианского стиля, который был моден в России конца XVIII–начала XIX века.
Не сохранилось документов, в которых был бы упомянут архитектор этого изящного летнего дворца, похожего больше на парковый павильон. Но по косвенным данным установили, что здесь действовал тандем двух талантливейших учеников Матвея Казакова: Родиона Казакова и Ивана Еготова.




Внутреннее убранство дворца еще прекрасней наружного. Мне особенно нравится вечерняя Розовая гостиная (из-за колонн «розового мрамора»). Стены ее расписаны воздушными пасторальными пейзажами. От круглого зала (что располагается прямо под куполом) тоже захватывает дух: весь потолок и стены кропотливо расписаны в технике-обманке «гризайль», которая создает оптическую иллюзию объема. И летний Зеленый зал — для танцев — украшен медальонами с аллегориями искусств и времен года. Второй этаж целиком отдан под экспозицию, а в залах — как и при Дурасове — устраиваются концерты и театральные представления.
После смерти владельца Люблино облюбовали дачники. Долгое время здесь жил фольклорист Федор Иванович Буслаев. А в июле 1866 года в двухэтажном домике, «в одном из прелестнейших местоположений в мире и в приятнейшей компании» обосновался Федор Михайлович Достоевский. Остановимся здесь ненадолго и мы: фестивал проводит здесь исторические игры, пикники, экскурсии и мастер-классы.
Следующая наша точка — знаменитое Коломенское. От станции БКЛ «Каширская» ближе всего добраться до той части усадьбы, где расположен дворец царя Алексея Михайловича Тишайшего. Построен этот музей в 2010 году, в память о том, что Коломенское было любимой резиденцией царя. Архитектурно дворец копирует шедевр деревянного зодчества XVII века (к сожалению, разобранный по ветхости рачительной императрицей Екатериной II и дошедший до нас только в обмерных документах и рисунках). Если прогуляться по дальней дорожке парка вдоль реки, то можно дойти до удивительной архитектурной редкости — церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи. Ее шлемовидный купол, архитектурная конструкция (как в храме Василия Блаженного) и расположение сразу подсказывают ее почтенный возраст.

Если же захочется быстрее добраться до более известного шедевра, церкви Вознесения, то лучше выйти на станции «Кленовый бульвар». Правда, белоснежный ее шатер еле виден из-под лесов: церковь находится на длительной реставрации. Но в этой части Коломенского есть чем полюбоваться и помимо церкви. У Спасских ворот начинаются экскурсионные программы, приуроченные к фестивалю.
Едем дальше — к усадьбе Воронцово, имению княжеского рода Репниных. Главный господский дом не сохранился, но и помимо этого есть немало живописных мест. Визитной карточкой стали въездные ворота, с круглыми караульными башнями и стрельчатой аркой над входом. В свое время князь Репнин приказал построить их в готическом духе под влиянием важных исторических событий в российской истории: победы над Османской империей и подписанием удачного мирного договора в 1774 году.
К XIX веку относится здание оранжереи с куполом, откуда за посетителями наблюдает богиня Флора. Можно побродить под богатырскими дубами, спуститься на деревянный мостик через Большой пруд или посмотреть представление фестиваля — мюзикл «Сокровища старинной усадьбы». Для детей проведут квест и расскажут, для чего в 1812 году отсюда собирались запускать воздушный шар.




На этом мы завершаем наше небольшое турне по московским усадьбам. Здесь кроется еще немало неизведанного: если двигаться по МЦК дальше, то можно увидеть, например, милые небольшие усадьбы Леоново и Свиблово, Михалково и Покровское-Стрешнево. Это все тоже участницы фестиваля. Главный «прилог» (то есть приписка) будет здесь таков: «любве и ратного строя не забывайте: и делу время, и потехе час». То есть, как наказал нам всем царь Алексей Михайлович, — не работайте целыми днями, находите время, чтобы отдыхать и гулять в свое удовольствие, и лето в городе преподнесет вам немало приятных сюрпризов!
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов