Мы поехали на один день в приятное путешествие в Коломну. Познакомились с Еленой Дмитриевой и ее детищем — «Музейной фабрикой пастилы», попробовали невероятные лакомства на производстве, погуляли по прекрасному городу, привезли три старинных рецепта варений, которые сейчас самое время готовить, и один репортаж об этом дне.
Коломна — старинный русский город, здесь река Москва и впадает в Оку. Здесь испокон веку шла торговля, встречались суда и баржи, в красивом посаде вокруг величественного Кремля жили богатые купцы. А еще Коломна славилась своими яблоневыми садами, весной они зацветали, а в августе дарили яблоки, из которых тут научились готовить коломенскую пастилу.
В советское время рецепт пастилы был позабыт, город из купеческого превратился в промышленный, посадские дома стали приходить в запустение.
А началось все с того, что две подруги — Елена Дмитриева и Наталья Никитина — решили возродить рецепт традиционной коломенской пастилы. Сейчас Наталья занимается Музеем «Коломенская пастила», а Елена — «Музейной фабрикой пастилы», где производят пастилу и другие традиционные русские десерты.
В гости к Елене мы и поехали на один день — познакомиться, посмотреть удивительную фабрику-музей и послушать не менее удивительные истории.
Роман Лажечникова
В детстве я мечтала стать режиссером, потом меня увлекла архитектура, но родители не принимали это всерьез, и я поступила в пединститут. Потом были годы работы в строительном бизнесе. А около десяти лет назад жизнь моя сильно изменилась.
В романе Ивана Лажечникова «Ледяной дом» я наткнулась на описание портрета коломенской пастильницы (как называли в Коломне женщин, занимавшихся приготовлением и продажей коломенской пастилы). Стало интересно, почему этот исконно русский десерт исчез, каков он на вкус? Появилась идея воссоздать исчезнувшее лакомство.
Сладкое наследие
Пастила — это чисто русский продукт. Она «приготовляется из свежеиспеченных кислых яблок с плотной мякотью, взбитых с прибавлением сахара и белка до состояния воздушной белоснежной массы, которая затем постилается в особые рамки с дном из вощеной бумаги, сушится в вольном печном духе и нарезается на кусочки». Таков старинный рецепт классической коломенской пастилы. Но у этого рецепта есть множество разновидностей, благодаря которым мы имеем сегодня в ассортименте Музейной фабрики большой выбор вкусов рыхлой и плотной пастилы.
По традиции пастила подавалась как «заедка» к чаю. Чай в Коломне любили пить травный. Сбор трав испокон веков был еще одним местным промыслом. А все потому, что Коломна как город приречный находилась в окружении заливных лугов с разнотравьем. Сегодня мы воссоздали традиционные коломенские травные сборы, сохранив их старые местные названия, и теперь в нашем кафе можно «откушать чаю» «От нервов» и «Молодильного», «Для настроения» и «От хандры», «От усталости» и даже «От всех бед».
Музейная фабрика
Уникальность нашей музейной фабрики пастилы в том, что это и музей, и производство. С одной стороны, это мемориальное пространство дома купцов Чуприковых, владельцев пастильной фабрики, в котором развернута экспозиция открытого пастильного производства по традиционным технологиям, с другой стороны, — это реальное производство пастилы, расположенное в цокольном этаже здания. К сожалению, в доме почти не сохранилось подлинных предметов, кроме разве что двух фотографий последнего владельца дома и фабрики Петра Чуприкова.
Обустраивать Музейную фабрику, открытую в 2011 году, пришлось собственными силами. Мы старались найти как можно больше утвари и мебели того времени в старых купеческих домах Коломны. А то, что отыскать не удалось, восстанавливали по рисункам и чертежам, найденным в архивах.
Но все-таки главной нашей задачей является работа с нематериальным наследием. Реконструируя вкусы коломенской пастилы и других традиционных сладостей, мы помогаем туристам погрузиться в атмосферу прошлого и попробовать исконный вкус русского сладкого стола.
Фабрика находится в бывшем доме купцов Чуприковых, входя сюда, ты попадаешь в пространство, наполненное уютным запахом яблок, свежеиспечённого хлеба и лаванды.
Путешествие в историю
В конце XIX в. пастильная фабрика купца Чуприков все чаще стала называться пастильно-конфектной или кондитерской, потому что помимо главного пастильного производства в ней стали печь «сладкий хлеб», как называли разного рода выпечку, а в мастерских Варенья и Конфект — выделывать всевозможные виды фруктово-ягодных сластей. Особенно горячая пора наступала на фабрике в августе: увеличивался штат рабочих, мастерские работали на полную мощность.
Продолжая традиции, в августе 2016-го мы открыли мастерские Варенья и Конфект и столетие спустя предлагаем нашим гостям приготовленные по старым рецептам разнообразные варенья, желе, сиропы, ягодники, шербеты, конфекты, как называли в старину цукаты.
Команда
У нас все производство ручное, а для него нужно много людей. На этом маленьком клочке земли, всего в двух помещениях работает 56 человек. И это только штат, а есть еще привлеченные сотрудники, которые находятся здесь непостоянно. Наш бизнес вовлекает очень много людей, дает рабочие места, поэтому «Коломенская пастила» — это еще и важный для города социальный проект. У нас нет людей с абстрактной работой. Каждый человек имеет узкую специализацию — и в этом ценность.
Но самым главным критерием для нас являются даже не знание и опыт (хотя это тоже важно), а внутреннее состояние, с которым человек находится здесь.
Если ты общаешься с посетителями, нужно оставить все негативные эмоции и постараться быть доброжелательным.
Хочется, чтобы люди, побывавшие у нас, расслабились, уехали с открытым сердцем и положительными эмоциями, наполненные красотой, к которой мы все интуитивно стремимся. Чтобы продукт получился качественным и вкусным, нужно особое настроение, состояние кондитера. Душа должна петь.
Новые старые вкусы
Новые рецепты появляются, когда наши научные сотрудники, работая в библиотеках и архивах, обнаруживают описания давно забытых десертов. У нас уже много найденного, но еще не воплощенного материала. Часто рецепты мы находим и в литературе. Кого ни возьми — у всех есть отсылы к гастрономии.
Например, Софья Андреевна Толстая записывала вкусовые пристрастия мужа, бережно хранила все рецепты, среди которых были и собственные способы приготовления пастилы. Пушкин являлся большим поклонником пастилы, которую ему приносил в Москве разносчик. А Достоевский был не только большим любителем пастилы, но и вообще сладкоежкой. Через его вкусовые пристрастия мы открываем другого Достоевского — не мрачного и тяжелого писателя, а лакомку с детской душой.
Гастрономические привычки
Для русского человека важнее вкус и впечатление, состав и польза пока еще на втором плане, в отличие от иностранцев. Для них пастила, конечно, совершенно необычный продукт. Англичане предпочитают традиционные плотные вкусы — смокву, итальянцы и французы — рыхлые пастилы, да и голландцам больше воздушные понравились. Иностранцы в своем выборе более консервативны, чем русские — мы отдаем предпочтение ярким вкусам. У нас всегда крайности: если кислое, то кислое, если сладкое, то сладкое. А еще русских туристов все время нужно удивлять разнообразием: больше вкусов, больше новизны.
Самой популярной среди покупателей является пастила «Союзная», каждый кусочек которой состоит из «союза» четырех вкусов: шоколадного, малинового, яблочного и черносмородинового. Также любовью туристов пользуется пастила медовая «Для фигуры», сливовая «Катин сад» и муфтовая с миндалем.
Театр
Кроме музея, исследовательской деятельности и производства у нас есть свой театр, который мы назвали, конечно же, PASTILA. Для меня это отдельная вообще страсть. Раньше у нас в коллективе никто к театру не был причастен. А теперь — все!
Началось все с платьев. Когда ты надеваешь платье, делаешь прическу и макияж, уже рождается образ, ты чувствуешь себя по-другому. Ты уже не ты: походку меняешь, взгляд, жесты, тембр голоса — и в этом уже есть начало театра. Коммуникация с посетителями имеет для нас принципиальное значение. Предмет нашего музейного интереса — вкус — нематериален. Мы сообщаем о нем через устный рассказ. А потому театр для нас — это особый способ передачи знания.
Планы
Мечтаю открыть собственное производство сидра. Сейчас у нас в продаже только французский и испанский сидр. Было бы здорово поработать над созданием русского вкуса этого напитка. Тем более, что он реально существовал в Коломне.
Меня всегда волновала идея Достоевского о Саде, которым, как ему виделось, обновится и выправится человечество, и о Фабрике, которая устроится «середи Сада». Меня не оставляет ощущение, что это словно для нас сказано. А потому идея посадки яблонь на территории комплекса Музейной фабрики витает в воздухе и скоро уже станет реальностью.
Рецепты
Шербет из груш с ванилью
На каждые 1 ¼ стакана грушевого соку взять 3 фунта сахару (6 стаканов) и варить до готовности. Для придания лучшего вкуса во время варки можно прибавить одну палочку ванили, разрезанную вдоль. Готовность определяется так: взявши ложечкой шербета, капнуть в очень холодную воду и помять пальцами, если сделается плотный комочек, шербет готов; его надо снять с огня, накрыть мокрым рядном и, поставив в прохладном месте, дать простыть. Когда простынет, растирать деревянным пестиком в одну сторону, пока не побелеет и примет вид помадки; теперь шербет совершенно готов и его остается сложить в банки и обвязать восковой бумагой.
Желе из яблок с розмарином
Взять яблок самых спелых, называемых «Антоновския», разрезать, налить водою, чтоб не лежали на дне кастрюли, накрыть, поставить на огонь и разварить совершенно; потом процедить сквозь сито или прожать сквозь салфетку и в каждый стакан густого яблочного сока всыпать по ¾ мелко-истолченного рафинада. Перемешавши сахар с соком шомовкою, поставить на самый сильный огонь, беспрестанно опуская и подымая шомовку в желе, дабы оно не бежало через края, снять, и если желе потянется с шомовки, то почитать его готовым. В конце варки добавить веточку розмарина. Готовое его уже следует тотчас разливать в банки, которые прежде надо согреть, чтобы не лопались.
Варенье из зеленого крыжовника с лепестками герани
Отобрать крупные и твердые ягоды, обрезать кончики, сделать вкось надрезы и вычистить зернышки, положить в медный таз ряд вишневых листьев, ряд крыжовника, опять ряд вишневых листьев и так далее, залить спиртом и дать вскипеть два раза, после чего ягоды опустить в воду со льдом, дать немного полежать и отбросить на решето. В это время приготовить сироп: на 1 фунт крыжовника взять 1 фунт сахару, положить его в таз, смочить водой и сварить легкий сироп. Затем, отставя сироп с огня, опустить в него ягоды, влить 2 столовые ложки лимонного соку и 2 ложки белого рому, через несколько минут дать сильно вскипеть и отставить 2-3 мин. Так поступить 3 раза, затем варить на легком огне до готовности, пока ягоды не погрузятся на дно. Для вкуса в сироп прибавляют немного ванили и несколько листков герани.