Интервью: Дарья Шаталова
Фото: Ольга Погорелова
Осенью в Школе Seasons появился новый курс по лайфстайл-фотографии, продолжаем знакомить вас с преподавателями. Ольга Погорелова — мастер предметной съемки, она снимала для Яндекса, Сбера, Sensai, Cofix и многих других брендов. Как фотографу стать заметным, почему лучше не сидеть на Pinterest и надо ли «оживлять» предметы в кадре, Оля рассказала в интервью.
Блок предметной фотографии на нашем курсе начнется 23 октября. Подробности и регистрация здесь.
В чем особенность предметной съемки?
Как понятно из названия, главный герой в кадре — предмет, неодушевленный объект. И задача фотографа — выгодно его показать. При этом я люблю снимать так, чтобы картинка продавала продукт дороже, это всегда интересно. Здорово, когда предмет не просто снят в студии, а когда он в среде, вокруг него есть история, люди. Можно очень качественно сфотографировать банку крема, положить к ней цветок, как обычно, но я бы не хотела добавлять такой снимок в свое портфолио — он меня как художника не показывает.
Если же мы снимаем не коммерческую, а творческую, абстрактную историю, фотография с предметом несет художественную ценность — она может стать деталью интерьера, его акцентом.
Какими способами можно «оживить» предмет в кадре?
Я люблю предметную съемку как раз за то, что работаю с неживым предметом. Мне не хочется его «оживлять»: я ловлю красоту замершего момента, вижу эстетику в статике.
Когда мы снимаем предметы — управляем всем, что есть в кадре: не нужно договариваться с моделью, подбирать слова, предмет всегда тебя слушается. И ты делаешь, что тебе хочется — такая свобода мне очень нравится.
Что ты чувствуешь, когда снимаешь?
Когда я снимаю, не успеваю больше ни о чем думать. Происходят провалы во времени, потому что нет возможности ни на что отвлекаться — я вся погружена в процесс. После многочасовой съемки можно сильно устать, но в моменте этого не чувствуешь.
Что тебе дает фотография?
Фотография — это то, без чего я не представляю свою жизнь. Если у меня несколько дней нет съемок, я чувствую себя некомфортно. Когда нет коммерческих заказов или кем-то поставленной задачи, я просто беру телефон и снимаю что-то вокруг себя. Вижу невероятную красоту в каждой мелочи: в предметах, лежащих вокруг меня, в том, как на них падает свет, в несочетаемых между собой элементах.
А умению видеть красоту и композицию можно научиться? Или это врожденное чувство?
Конечно же, можно научиться. Я точно не родилась с этим умением — пришла к нему сама. Мой путь лежал через академическое образование: я закончила художественное училище в Твери, потом училась в Высшей академической школе графического дизайна в Москве, еще проходила курс по графическому дизайну в Лондоне. Я много лет считала себя дизайнером, пока не перестала брать заказы и не начала снимать.
Почему ты решила уйти из дизайна в фото?
Вообще я фотографировала всегда, но не думала, что в моем случае это может быть что-то более серьезное, чем съемки дома или в перерывах между работой и сном. Мне казалось, что есть определенные люди — фотографы, но я не среди них. При этом дизайн я не очень любила, не всегда доводила проекты до конца, хотелось как-то «соскочить» с него.
Я начала заниматься съемкой, не уходя из дизайна полностью: мы придумали с ребятами-дизайнерами, что я буду фотографировать их работы — снимать для них портфолио, которое они заберут себе на сайт.
Героями моей первой коммерческой съемки были кирпичи.
Знакомые делали брендинг для кирпичного завода. Я вообще не думала, что могу зарабатывать на фото, совсем не понимала, какой свет нужен, приехала снимать максимально неподготовленной, но результат всем понравился.
Насколько востребованы предметные фотографы? Как обычно начинается их путь?
У всех путь разный. Часто начинают с фото для друзей. В целом, предметные фотографы достаточно сильно востребованы: большинству компаний нужны красивые снимки. В конце февраля рынок пошатнулся, многие бренды ушли или перестали заказывать контент в России. Но есть много локальных марок, маленьких брендов — крафтовых, косметических. Если вы начинающий предметный фотограф, можно приходить, например, на «Ламбада-маркет» и знакомиться со всеми, кто там есть: предлагать им поснимать, сделать бартерный проект. Если вы не новичок — пишите тем проектам, которые нравятся, предлагайте свои услуги, портфолио. Главное — не советую снимать бесплатно.
Формула «Я сейчас пофотографирую для вас просто так, а вы потом приходите ко мне за платной съемкой» не работает — это могут подтвердить многие мои друзья-фотографы: заказчики не возвращаются и не приводят своих коллег, бесплатные съемки не привлекают клиентов. Портфолио можно набирать из творческих съемок или малобюджетных.
Что делать, чтобы тебя и твои работы заметили?
Важно понимать, попадаешь ли ты в тренды, есть ли у тебя портфолио, которое понравится будущим клиентам. Необходимо вести соцсети: Instagram* (прим.ред. — Meta признана экстремистской организацией на территории РФ) несмотря на все ограничения в России до сих пор остается эффективным — чаще всего меня находят через него. Нужно, чтобы портфолио все время обновлялось — важно показывать что ты снимаешь, что умеешь. Сильно продвигают фотографов медиа: публикации в онлайн-изданиях — отличный путь, по нему можно выйти на рынок коммерческой фотографии. Здорово работает сарафанное радио, общение с людьми.
Какие качества важны для предметного фотографа?
Усидчивость, внимание к деталям, соблюдение тайминга, коммуникабельность (чаще всего ты сам работаешь с клиентом и с командой). Такие же качества, которые нужны для любой работы с коллективом. Еще желание учиться — необходимо не только снимать, но и разбираться в свете, студийном оборудовании, знать, какие объективы для чего нужны. Надеяться, что придет ассистент и поставит за тебя свет — это путь топтания на одном месте. Нужно активно изучать технические моменты.
И, конечно, важно развивать насмотренность. Фотографу необходимо бывать на выставках, смотреть классику. Я считаю, что лучше лишний раз сходить в Пушкинский или в Третьяковку, чем сидеть на Pinterest. Эффективнее — наполнять себя новой информацией и идеями через искусство, а не через попытки скопировать готовые картинки.
Чему ты в первую очередь хочешь научить студентов курса?
Тому, что снимать — не страшно. Я уверена, что важно разбираться в студийном оборудовании, но можно получить отличные фото и без него. Главное — делать все на идее. Я всегда вспоминаю, что Тарковский снимал кадры Океана из «Соляриса» в тазике с какими-то химическими реагентами. Но разве догадываешься об этом, когда смотришь фильм? У нас на курсе будет урок, где мы будем фотографировать с минимумом техники, со светом из окна. Я хочу доказать ребятам, что можно сделать качественную, красивую картинку даже без профессионального оборудования.