«Человеческий поступок есть потенциальный текст…»
Михаил Михайлович Бахтин
Совершенствуем навыки и технику письма. Теперь, когда мы знаем, что тексты бывают образные и рациональные, романные и панорамные, когда мы умеем видеть и слышать мир, задавать вопрос человеку, создавать его словесный портрет, рассказывать о нем историю, попробуем воспринять тексты функционально, попробуем ощутить их через действие, которое они оказывают на пишущего и на воспринимающего. Знание жанровой системы в литературе и публицистике поможет нам в этом. Обращение к уже известным авторам, как и знакомство с новыми, придаст уверенности в собственных силах и вдохновит на новые маршруты по территории креативного текста.
ПРОГРАММА
Первый урок: Текст-знакомство
Можно ли разглядеть человека между строк и протянуть руку незнакомцу/незнакомке в словах? Как оценить коммуникативные возможности текста?
Второй урок: Текст-присутствие
Как рассказать о событии, свидетелем которого Вы стали, как удачно выбрать стенд-ап? Как сценически выстроить драматургию текста? Как включить в репортаж артистический компонент?
Третий урок: Текст-переживание
Как поместить знакомство с новым местом и человеком в очерковую форму? Как проявить в словах эмоциональную составляющую встречи?
Четвертый урок: Текст-впечатление
Как через текст влюбить читателя в книгу, в спектакль, в фильм, в выставку? Как эстетически проявить себя в рецензии? Можно ли спугнуть читательский интерес к арт-объекту?
Пятый урок: Текст-страх и текст-трепет
Можно ли победить страх через текст? Что эффективнее писать при этом: триллер или фельетон, рассказывать трагическую историю или создавать пародию? Насколько важна при этом психологическая устойчивость пишущего и его бессознательная мотивация? Как создать позитивное настроение в тексте?
Шестой урок: Текст-прикосновение и текст-вкус
Может ли текст обжигать, леденить? Быть струящимся как шелк? Способен ли источать аромат, быть пряным, терпким, горьким, кислым? Ищем слова и выражения, помогающие сделать гастрономический рецепт вкусным, а модный обзор тактильным.
Седьмой урок: Текст-признание
Как написать проникновенное письмо? Раскаяться, поделиться самым сокровенным? Можно ли искусно притвориться в слове?
Восьмой урок: Текст-поступок
Может ли колумнист вызвать в читателе ответное действие? Какова роль этической составляющей при этом? Что такое хорошо и что такое плохо в высказывании?