Кубики: как в Тель-Авиве появился баухаус и где его смотреть

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Михаил Духовный
Фото: Виктория Давид

Вообразите пустыню с детского рисунка — жeлтые дюны и раскалeнное небо над ними. Теперь мысленно постройте на дюнах авангардный конструктивистский город: белый, с квадратными домами и террасами на крышах. Это Тель-Авив. Как получилось, что в 30-е годы ХХ века на ближневосточных песках реализовались принципы европейского и советского авангарда, и как гулять по Тель-Авиву сегодня, рассказывает Михаил Духовный.

Что такое Баухаус?

Михаил Духовный. Географ, краевед и гид

Говоря «Баухаус», мы переносимся в Веймарскую республику, период между двумя Мировыми войнами. Там, в городе Веймар, весной 1919 года была основана Высшая школа строительства и художественного конструирования: уникальный центр современной архитектуры и дизайна.

Школа называлась «Баухаус» — словом, созданным в результате слияния немецких слов «строительство» и «дом».

На протяжении короткой истории школы ее возглавляли три ключевые фигуры в истории архитектурного модернизма: Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер и Людвиг Мис ван дер Роэ. Там преподавали мастера авангарда: Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Махой-Надь. В тесном контакте с преподавателями и студентами школы находился советский архитектор Эль Лисицкий. В том числе через него в Баухаусе узнавали о супрематизме Малевича, конструктивизме Татлина и достижениях левых авангардных движений в СССР.

Баухаус сильнейшим образом повлиял на восприятие пространства жизни и труда человека. Минимализм, простота, геометричность, функционализм были среди главных принципов школы. Из Баухауса вышло целое поколение художников, конструкторов, дизайнеров и архитекторов, мысливших новыми категориями, стремившихся найти красоту в ясности и чистоте форм. 

Школа повлияла на формирование особенного архитектурного языка, правильное название которого редко используется в постсоветском пространстве — «интернациональный стиль». Его можно смело сравнить с советским конструктивизмом: даже на беглый взгляд, памятники конструктивизма в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, хорошо известные нам, напоминают образцы «интернационального стиля».

Кроме мастеров Баухауса нужно сказать еще об одном архитекторе, повлиявшем на зарождение «интернационального стиля» — это Ле Корбюзье и его знаменитые «пять отправных точек современной архитектуры»: столбы в качестве опор, плоские крыши-террасы, свободная планировка, свободный фасад, освобожденный от несущей функции, ленточные окна — любой величины и конфигурации. Ле Корбюзье вводит понятие пуризм; к чистоте поверхностей и простоте форм стремилась вся авангардная архитектура.

Почему Тель-Авив?

В 1933 году германское правительство закрывает школу Баухаус: она считалась рассадником социализма, кроме того, среди студентов было много евреев. Искусство мастеров школы было признано «дегенеративным». Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ переезжают в Америку и становятся главами архитектурных школ, а многие студенты еврейского происхождения репатриируются на Ближний Восток.

Именно 1933-й считается годом, когда в Израиль приезжает авангардная архитектура. Тысячи евреев, покинувшие Германию, привозят с собой новый архитектурный стиль, который идеально соответствует духу времени.

Вернее, на момент закрытия школы Баухаус никакого Израиля не было: территория будущей страны контролировалась Британией, страной-победительницей в Первой Мировой войне. Несмотря на это, евреи активно развивали землю обетованную, строили новые города, развивали сельское хозяйство. В главных городах будущего государства сложились условия, в которых новая архитектура идеально прижилась: была необходимость в жилплощади, дома должны были возводиться быстро и недорого, к тому же новый архитектурный язык был стерилен от идеологии.

В 30-е годы ХХ века в Тель-Авиве было построено порядка четырех тысяч зданий в стиле, правильное название которого — тот самый International style. Однако в течение ХХ века в обиход входит понятие «архитектура баухаус» — модный термин, с формальной точки зрения не вполне грамотный. Тель-Авив 30-х — это уникальное урбанистическое пространство: представьте город на песке, застроенный супрематистскими домами-кубиками, кафе и кинотеатрами. В послевоенное время эта архитектура постепенно ветшала, и белизна Белого города исчезла под пылью окружающей его пустыни, наружными проводами, шлангами кондиционеров, свисающих с фасадов, нелепых жалюзи, закрывших характерные тель-авивские балконы. 

В 2003 году центр Тель-Авива признан ЮНЕСКО памятником мирового значения. Территория исторического центра, где домов в «стиле Баухаус» больше всего, была названа Белым городом, издавались карты, прокладывались архитектурные маршруты. Баухаус в Тель-Авиве не надо искать: целые улицы застроены стильными квадратными домами с утопленными балконами и плоскими крышами, с закругленными углами фасадов, остекленными лестничными клетками, домами на ножках, покрытыми гладкой светлой штукатуркой. 

У этих домов есть особенная заряженность, по-прежнему дающая ощутить сюрреалистическую картину 30-х, когда на Ближнем Востоке, в мире, где властвует традиция, среди барханов и верблюдов начинают вырастать авангардные сооружения. Не все архитекторы, построившие дома на нашем маршруте, учились непосредственно в школе Баухаус: принципы авангардной архитектуры преподавались во многих других европейских вузах, и многие Тель-авивские архитекторы получили базовое образование ещё в Российской Империи.

Архитектурный маршрут

1. Посередине площади Звезды Давида хаотично привинчены стулья для отдыха, поэтому в городе ее прозвали «площадью со стульями». Она же является входом на легендарный рынок Кармель. Стоя на площади, трудно не заметить фасад белого дома с горизонтальным остеклением и навесом, повторяющим изгиб фасада. Он был недавно отреставрирован, вот-вот в нем откроется бутик-отель. Горожане называют его дом-слон: в 50-е на первом этаже был обувной под названием «Пиль»-слон.

2. От площади Звезды Давида можно пойти вверх по улице Кинг Джорж. По адресу Кинг Джордж, 17 дн ем можно съесть фалафель за 6 шекелей, любуясь перспективой улицы. Стоит дойти до улицы Хесс, где много авангардной архитектуры: уже два первых дома, глядящие друг на друга, впечатляют своими фасадами. Жилой дом по адресу Хесс, 21 назван в честь доктора Крускаля. Один из самых утонченных домов в Тель-Авиве, с широкими навесными козырьками над окнами и вертикально остекленной лестницей, он стоит на холме, и в плане очень напоминает проуны — супрематистские композиции Лисицкого, где гармонично сочетаются разновеликие кубические объемы.

3. Отсюда недалеко до площади Дизенгоф: ее планирование было поручено девушке-архитектору из Российской Империи, завершившей образование в Европе в конце 20-х. Изначально площадь была плоской, с круговым движением, но в 70-е над ней поставили пешеходный мост, сильно исказив ее облик. Тем не менее, хорошо видны характерные утопленные балконы, создающие глубокую тень, но пропускающие в дома воздух.

4. Площадь Габима — своего рода баухаусный акрополь: там находится белое здание театра Габима и Концертный зал. От нее почти до самого моря, к первому еврейскому кварталу Неве-Цедек тянется одна из красивейших улиц страны: изумительный бульвар Ротшильд.

Вся улица — слитный архитектурный ансамбль, помесь эклектики, авангарда и хайтека. О нем можно было бы написать целую книгу; идти под платанами, мимо хипстеров, жестикулирующих в кафешках, нужно не спеша, любуясь каждым домом. Бульвар пересекает улица Шенкин: №65 по ней — так называемый дом Рубинского. Это супрематистское здание на ножках в стиле Ле Корбюзье — воплощение принципа «свободного фасада»: его обязательно стоит обойти справа, со стороны переулка Гильбоа, чтобы увидеть многообразие фасадов одного и того же дома.

5. Если вернуться на Ротшильд и идти вниз, нужно не пропустить Улицу Мазе, преимущественно застроенную в стиле Баухаус. Если пройти по ней до пересечения с улицей Штраус, по адресу Штраус, 3 находится белый «дом Бруно» с волнообразным балконом, очень удачно отреставрированный; чтобы оценить балконы по-настоящему, можно подняться на крыльцо и пройти немного вглубь. Отсюда можно вернуться на площадь Звезды Давида, чтобы выпить свежевыжатого сока, нырнуть в сочный дурдом рынка Кармель и дойти до хумусии Маген Давид по правой стороне рыночной улицы.

Опубликовано в журнале Seasons of Life №36. Новые и архивные выпуски ищите в нашем магазине и у дистрибьюторов.

Читайте также:

Материал обновлен: 14-11-2022