Текст: Надежда Проказина;
Фото Евгений Чулюскин, Вадим Разумов, Вероника Бектимирова
Отправляясь в музей-заповедник «Горки Ленинские», расположенный совсем близко от разросшейся Москвы (если нет пробок, это час езды от центра), надо быть готовым к встрече с двумя, совершенно разными историческими реальностями.
Всем приезжающим сюда дана особая возможность проделать работу в своем воображении — реконструировать неспешный быт и изящество дворянской усадьбы или вспомнить кипучую историю революции 1917 года, уловить внутренним взором силуэты прекрасных героев старой России или проникнуть в тайны личной и государственной жизни последнего квартиранта усадьбы В. И. Ленина.
В советские годы сакрализация этих мест была связана именно с тем, что здесь провел свои последние годы Ленин. История послереволюционного XX века в музее-заповеднике лежит на поверхности, хотя сейчас и не воспринимается так паломничество-поклонение, как раньше.
Недавнее бурное прошлое вросло в прекрасный природный ландшафт старинной усадьбы архитектурными памятниками, которые напоминают издали величественные руины (Научно-культурный центр «Музей В. И. Ленина») и природные глыбы камня (скульптуры Ленина 1930–70-х — от бюстов до композиций на аллее «Монументальная пропаганда»). Это прошлое напоминает о себе во «флигеле Ильича» — северной пристройке главного дома: именно здесь Ленин и его близкие жили в период с 1918 года. Оно поражает сознание видом грандиозного «роллс-ройса», переделанного для поездок зимой по снегу (в музее «Мемориальный гараж»).
Источник фото: ideateka.travel
Недавняя история лежит пылью музейных артефактов в усадьбе на поверхности красивых старинных гарнитуров. История стала декорацией многочисленных фильмов, здесь снятых (музей «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле»).
XX век вошел в век XIX наилучшим образом — не изменив ничего ни в интерьере, ни в экстерьере усадьбы, не разграбив, не уничтожив дух этого места. Если отстраниться от привычной для музея экскурсионной мелодии про вождя революции, посетителю легко отодвинуть пелену времени и увидеть мир эпохи модерна, а также заглянуть в навсегда утраченную эстетику дворянской и купеческой жизни.
Образовавшись в середине XVI века как родовое поселение мелкопоместных дворян Спасителевых, Горки не раз меняли владельцев и пережили период расцвета в первой половине XIX столетия при представителях семьи Дурасовых — Аграфене Алексеевне Дурасовой и ее зяте Александре Александровиче Писареве. Тогда и сложился главный ансамбль — с усадьбой с двумя флигелями на высоком берегу реки Туровки и двумя парками — верхним регулярным и нижним пейзажным.
Прекрасный дворянский быт сменился во второй половине XIX века бытом купеческим, когда усадьба и ее территории превратились в источник дохода для представителей нового предприимчивого сословия (усадьбой последовательно владели династии купцов Сушкиных, Прокофьевых, Шибаевых, Герасимовых). Прибыль и производство (на землях имения вырубали лес для продажи, выращивали резеду для парфюмерного производства, вели сельское хозяйство, строили дачи в наем) сменили мечтательную созерцательность.
Однако в начале XX века усадьба пережила свое возрождение усилиями прекрасной Зинаиды Григорьевны Морозовой-Рейнбот (1867–1947). Вдова Саввы Тимофеевича Морозова, бывшая хозяйка «готического» дома на Спиридоновке, наследница огромного состояния после смерти мужа, она, став супругой дворянина генерал-майора свиты Его Императорского Величества А. А. Рейнбота, приобрела Горки в 1909 году, не торгуясь, и направила весь свой талант на развитие имения.
Она сочетала новые технологии (здесь появились все условия для комфортной жизни: водопровод, канализация, телефон, электричество, центральное отопление), и эстетику, достроив и придав имению вид старой дворянской усадьбы в классическом вкусе.
Гений архитектуры модерна Ф. О. Шехтель, давний знакомый Морозовых, сумел удачно стилизовать античность. Были возведены портики, просторные веранды, террасы над ними, над окнами на фасадах появились барельефы на сюжеты из греческой мифологии.
Помещения внутри наполнились светом благодаря огромным окнам, открывающим виды на парк. Детали модерна стали читаться везде — в рисунке драпировок, мебели, формах ваз, светильников. В интерьерах были развешаны картины, расставлена мебель, появился роскошный фарфор XVIII– XIX веков, итальянские мраморы.
Собрание музея сейчас насчитывает более 6000 уникальных предметов мебели, живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Часть этой коллекции можно увидеть в интерьерах усадебного Большого дома: скульптуры белого мрамора в Зимнем саду, мейсенский фарфор, гарнитур из карельской березы в столовой, золоченые каминные часы, бронзовые люстры и многое другое.
Вся мебель в доме уникальна, она принадлежит разным эпохам и стилям, но прекрасно сочетается друг с другом. Революция и советский период изменили жизнь Горок, на многие годы убрав дух старой России с первого плана. Однако сейчас, нетронутый благодаря обстоятельствам, мир настоящей русской усадьбы выступает из тумана истории и все больше притягивает посетителей. Особенно тех, кто интересуется декоративно-прикладным искусством. Музей-заповедник в Горках — место уникальное.
Опубликовано в путеводителе «Усадьбы Подмосковья» (Seasons Project, 2020)