Культпросвет: открытие Дома культуры «‎ГЭС-2»

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Ирина Костарева
Фото: V-A-C, @2ges2
Фото обложки: Глеб Леонов

В последнем промышленном здании на «Красном Октябре» 4 декабря открывают новый культурный центр ГЭС-2, и, кажется, Москва вот-вот приблизится к образу Лондона — здание Tate Modern тоже было когда-то электростанцией.

Во главе проекта два человека: Тереза Иароччи Мавика, 61-летняя неаполитанка, которая выглядит как кинозвезда фильмов эпохи итальянского неореализма, и Леонид Михельсон, бизнесмен, инженер-строитель по профессии, которого называют самым богатым человеком в России. Тереза давно живет в Москве и трепетно любит русскую культуру. В начале двухтысячных она помогла основать Stella Art Foundation — первую российскую галерею, которая представляла западное искусство. 

Тереза Мавика, фото: V–A–C

Михельсон всерьез увлекся современным искусством в 2008 году. В 2009-м он основал фонд V-A-C (Victory — The Art of Being Contemporary) и пригласил Мавику стать его директором, а в 2014-м выкупил здание бывшей электростанции ГЭС-2.

Здание электростанции строилось как римская базилика: центральная часть приподнята над боковыми и через нее проникает свет. Главный архитектор проекта — Василий Башкиров, соавтор художника Васнецова, которому он помогал, например, с фасадом здания Третьяковки в Лаврушинском переулке. Выстроенная с элементами неорусского стиля электростанция в XX веке немилосердно перестраивалась: красивые узорчатые трубы заменили на простые металлические, исчезла остроконечная башенка с часами.

Но точно так же, как V-A-C решил сохранить имя электростанции, главный архитектор проекта Ренцо Пьяно (один из его самых известных проектов — Центр Помпиду в Париже) сохранил ее целостную архитектуру. Фасад здания расчистили от пристроек и восстанавливили утраченный декор, включая ту самую часовую башню, перекликавшуюся с башнями Кремля. Трубы, привычная часть московского пейзажа, стали полупрозрачными и работают как естественная вентиляция — поставляют воздух внутрь здания.

ГЭС-2 — это не традиционный храм искусства, где на каждом шагу чувствуешь величие главенствующей над тобой идеи, а место для всех — пространство, где «кипит жизнь и производится современная культура».

Постоянной экспозиции не предполагается, здесь будут проходить временные выставки, как российские, так и зарубежные, а еще будут работать библиотека, зимний сад, арт-мастерская и учебные классы с лекциями, воркшопами и конференциями.

Фасад первого этажа полностью стеклянный, как и крыша здания. Это нужно, чтобы открыть пространство городу и его жителям. Принцип открытости — самое важное в проекте. Тереза Мавика часто говорит, что они строили не музей, а площадь — залитое светом общественное пространство. Пьяно называет свой проект «световым фонарем» — летом здание будет вбирать в себя свет с улицы, а в промозглую московскую зиму само будет светиться ярким огнем. 

Открывается пространство масштабным проектом исландского художника Рагнара Кьяртанссона, известного своим интересом к эмоциональной силе музыкальных и мелодраматических нарративов. Для его перформанса «„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона» на «ГЭС-2» специально построили съемочную площадку. Каждый день, с 4 декабря по 13 марта 2022 года режиссер Аса Хельга Хьорлейфсдоттир и творческая группа будут переснимать культовый сериал «Санта-Барбара» на глазах у посетителей.

Читайте также:

Материал обновлен: 17-05-2022