Барселону, как город архитекторов, стоит изучать не только по творениям великих Гауди и Доменека-и-Монтанера. Загляните в La Fabrica — это мощнейший проект гуру современной архитектуры Рикардо Бофилла, более того — его дом и его Вселенная.


В начале 70-х молодой каталонский архитектор Pикардо Бофилл (Ricardo Bofill) только набирал темп своего стремительного забега — за последующие сорок с лишним лет он создаст тысячи проектов частных домов, общественных парков и городских пространств по всему миру, получит множество архитектурных премий и наград. Его бюро будет определять облик городов и планировать развитие столиц. Но в начале 70-х ему самому и бюро Taller de Arquitectura требовался дом. Послевоенная Европа уже подлатала музеи и памятники, восстановила производства — руки дошли и до объектов не первой необходимости.

Любое красивое пространство, если архитектор достаточно проворен, может использоваться как угодно.

Полуразрушенный цементный завод в Барселоне Рикардо обнаружил в 1973 году: «Я увидел огромные бункеры, высокую дымовую трубу, помещения для станков и четыре километра подземных тоннелей, лестницы, ведущие в никуда, абсурдные элементы, зависающие над пустотами, чистые объемы, бесполезные, но завораживающие своей диспропорцией и внутренней напряженностью пространства…»


В начале 70-х годов бывший цементный завод выглядел сюрреалистичной декорацией к «Обитаемому острову» или «Пикнику на обочине» Стругацких.


Завод создавался не по единому плану, он дополнялся и достраивался во время бурной индустриализации Барселоны. Рикардо решил сохранить эту разнохарактерность, подойдя к проекту, как к произведению искусства. Где-то работали отбойными молотками и динамитом, где-то руками и кисточками. После полутора лет расчистки и подготовки перешли к озеленению — растения свободно карабкаются по стенам La Fabrica и спускаются с крыши. Над рабочими столами нависают огромные воронки для цемента, стрельчатые окна уносятся в головокружительную бездну потолков, арки сменяются переходами, лестницы приводят в тупик, весь проект — игра воображения, смелого и уверенного, «Девятая симфония» в череде образов Бофилла. «Любое красивое пространство, если архитектор достаточно проворен, может использоваться как угодно. Форму и функцию можно разделить, и то, что у нас получилось на La Fabrica, подтверждает эту идею», — говорит Рикардо. Он живет здесь уже почти сорок лет, отведя для себя частный уголок с садом и комнатами для гостей, здесь же над новыми проектами работает его команда Taller de Arquitectura, в масштабном пространстве The Cathedral проводят выставки и лекции. «Мой отдых почти неотделим от работы, это единственное место, где я могу сконцентрироваться и творить. Моя Вселенная, защищающая меня от внешнего мира и повседневности».

В этой студии разрабатывали проекты чикагских небоскребов, пражской библиотеки Чаушеску, барселонских аэропортов, Константиновского дворца в Петербурге и даже проект развития Москвы на ближайшие 10 лет.

Сюрреализм огромного сооружения сохранился и после реконструкции — лестницы, ведущие в тупик, улетающие ввысь окна и индустриальные воронки, нависающие над столами.

«Это единственное место на земле, где я могу сосредоточиться и работать не отвлекаясь. когда я здесь, все мои ежедневные дела структурируются и даже становятся ритуалом», — говорит Рикардо Бофилл.

В восьми бункерах были построены офисы, макетная лаборатория, архив, библиотека, смотровой зал и огромное пространство, которое назвали Собор.