Дом на колесах. Три месяца путешествий в разгар пандемии

Лена и Хорхе живут в Чехии, работают в рекламе и много путешествуют. В разгар пандемии они три с половиной месяца колесили на минивэне по Европе.

Осенью 2019 года мы с Хорхе придумали поехать в путешествие на минивэне из Праги, где мы живем, во Владивосток через Среднюю Азию вместе с нашей собакой, бернским зенненхундом Чубаккой. До появления Чубакки мы с Хорхе много путешествовали: проехали Азию на поездах, Штаты с востока на запад, включая Аляску, — на машине, Южную Америку — на велосипедах. Теперь нам хотелось проехать полсвета в минивэне, переделанном своими руками в кемпер, чтобы это была маленькая версия дома на колесах. Мы купили подержанный Opel Vivaro, расписали маршрут и назначили дату выезда — 1 апреля 2020 года.

В марте я поехала навестить родителей в Москву на неделю и попала в карантин, потом закрыли границы, и в Прагу я вернулась только в середине мая. Хорхе за это время успел не только понять, что это я — причина бардака в доме,но и заняться машиной согласно плану: снести задние сиденья, положить пол, поставить ящики для вещей, а на них — раскладную кровать.

Дорога

Мы выехали в середине июня, понимая, что вряд ли нам удастся доехать до Владивостока: границы России были по-прежнему закрыты, какие-то государства то закрывались, то открывались. Прохождение каждой границы было лотереей. Хотья и живу в Чехии, но паспорт у меня российский. То есть меня могли принять либо за чешку, либо за русскую. И в зависимости от этого решить, пустить в страну или нет. Но в путешествии главное — не конечный пункт, а дорога, поэтому мырешили просто ехать, пока получается. А лучший способ получить удовольствие от путешествия — не ожидать ничего.

У нас выстроился такой маршрут: Чехия, Австрия, Словения, Хорватия, Босния, Хорватия, Черногория, Сербия, Болгария, Турция. После Турции ехать было некуда: Грузия была закрыта, Азербайджан тоже, в Армению можно было только через Грузию, Иран закрыт, в Ирак нужна виза. И мы повернули назад, немного сократив обратную дорогу.

Ночевки

Мы ночевали у горного озера в Австрии, на берегу реки Сава в Словении; у заброшенной фабрики макарон в Хорватии под Дубровником; на горе в Черногории, где росло столько земляники, что можно было набрать целое ведро всего на двух квадратных метрах; в Болгарии — у монумента Бузлуджа, похожего на огромную летающую тарелку, и на самом краю мыса Амбелиц. В Турции мы ночевали у подножия горы Арарат, на вершине горы Немрут, между скал Каппадокии, у озера Ван — самого большого содового озера в мире.

Конечно, в такой поездке не все остановки выглядят как разворот журнала о путешествиях. Мы много раз ночевали между фур в зонах отдыха на трассе, в Сербии — на парковках у ресторанов, не брезговали и заправками. Но во всем находили плюсы: например, на заправках можно утром купить кофе или умыться водой из-под крана (иногда даже горячей!) перед зеркалом. Сходить в настоящий туалет! А на парковке у ресторана часто есть вай-фай, а еще не надо готовить завтрак — его сделают за тебя и еще наверняка подарят десерт, ведь ты уже почти свой.

А еще как-то раз мы нашли в горах пастуший приют: одинокий дом на опушке леса. Там явно кто-то был до нас — в камине догорал огонь. Мы переночевали там, а в знак благодарности принесли еще дров из леса и оставили еды для следующих гостей.

Мы стараемся действовать по принципу «оставь место в том состоянии, в котором ты его нашел, или сделай лучше».

Как-то в Болгарии мы увезли с дикого пляжа два мешка мусора, и это только то, что было вокруг нашей стоянки.

Коронавирус и люди

Несмотря на всю панику и повышенную осторожность, люди нас встречали максимально тепло. В Словении жители деревни помогли вытащить машину из ручья и не взяли за это ни денег, ни вина. Под Дубровником хозяин ресторана после закрытия разливал нам местное пиво и болтал с нами до поздней ночи. Хозяйка квартиры под Сплитом, где мы останавливались,пока лечили лапу собаке у местного ветеринара, угощала ужином. Прохладнее всего нас встретила Болгария, где пару раз на нас наорали из-за того, что мы не говорим на болгарском.

А вот Сербия поразила нас своим гостеприимством. В Сербии нам повезло особенно: мой старый друг, давно переехавший в США, предложил остановиться на пару дней у его семьи в городке Ягодина. Мы ели, пили, танцевали с его папой и мамой, ездили купаться на озера с братом и смотреть «веселую машину» — самогонный аппарат в доме их друзейв деревне. На пятый день отец семейства спросил, какие у нас планы. Мы сказали, что нам пора ехать дальше. На что он вскинул брови и спросил: «Зачем?!» Мы остались еще на два дня.

Остановка в Турции

В Турции на въезде нам дали «набор предотвращения короны». Туда входили маска, перчатки, антибактериальный гель и… рахат-лукум! Сначала мы пожили месяц в Стамбуле. Конечно, поцарапали машину об узкие лабиринты этого города. Хозяин квартиры сам заделал царапины и еще почему-то подарил нам за это бутылку окюзгёзю — потрясающего местного красного вина.

На горе Немрут мы проснулись на рассвете от стука в окно: официант из ресторанчика неподалеку спросил, будем ли мы кофе и бутерброды? У подножия Арарата мы остановились у молодого парня, друзья которого каждое утро готовили нам завтраки и научили пить ракию: с правильными закусками, настроем, музыкой и — обязательно! — тостами. Потому что турецкая ракия — это напиток, открывающий сердце.

Секрект успеха такого путешествия прост: никаких планов, никакого ожидания и хорошая компания.

В Каппадокии мы нашли магазин ковров, я купила себе три и еще два — друзьям. Собрались соседи, жали хозяину руку и поздравляли с тем, что бизнес возвращается, — из-за отсутствия туристов всем тяжело выживать. Хозяин так расчувствовался, что еще два коврамне подарил и даже отвез до нашей стоянки на своей машине. Я отметила место в своем инстаграме, и недавно хозяин мне написал, что к нему приезжали люди по этой наводке и покупали ковры. Отправлял мне букеты роз-эмодзи и сказал, что если приеду еще раз, подарит три ковра!

Владелец небольшого кемпинга рядом с озером Ван взял с нас триста рублей, а утром настоял, чтобы мы позавтракали с его семьей. Мы не говорили по-турецки, они — по-английски, но как-то у нас получилось познакомиться и обсудить, что дела идут не очень из-за коронавируса, но все-таки идут, и слава Богу, и что собака у нас — загляденье

Наше путешествие продлилось три с половиной месяца. В нем было мало комфорта, гигиены и личного пространства. Я научилась ценить электричество и душ, в котором есть горячая вода и стены! Но, чем больше ограничений, тем интереснее и свободнее получается приключение.

Поехать в путешествие в разгар пандемии и жить в машине оказалось отличной идеей: только так мы смогли увидеть старый город Дубровника настоящим — без моря туристов, научиться делать сербскую ракию из слив и правильно пить турецкую, поговорить с местными, даже если мы не говорили на одном языке.

Главное, из окон нашего «отеля» всегда открывался лучший вид, ведь мы могли припарковать его, где хочется.

Опубликовано в журнале Seasons of life, выпуск 58

Архивные номера и новые выпуски в онлайн-магазине