Что смотреть на фестивале TERRITORIЯ

Театральные фестивали в Москве — явление сколь закономерное, столь и удивительное, поскольку существуют они, скорее, вопреки. Никому не приходит в голову опасаться, скажем, за судьбу Авиньонского фестиваля или Эдинбургского Фринджа, а вот опубликует ли очередную афишу фестиваль NET — это всегда вопрос.

В этом году, пусть и с небольшим уклоном в сторону камерности, все фестивали обещают случиться. Одним из первых в обойме осенних фестивалей будет международный фестиваль TERRITORIЯ.


TERRITORIЯ — это фестиваль современного искусства, и театр включен именно в этот контекст. Столь милый русскому сердцу психологический театр в нашем суровом климате прижился намертво, и оторвать его от сердца готовы немногие, только вместе с «загадочной русской душой». Поэтому современный театр у нас есть только в виде исключений. Именно с этими исключениями и работает фестиваль «TERRITORIЯ».

Помимо насыщенной театральной программы, включающей не только опыты драматические, но и оперные (очередная премьера Электротеатра Станиславский — «Маниозис» композитора и режиссера Александра Белоусова), в программе звуковые эксперименты музыкального театра Кароль Баукхольт, совместно с Дмитрием Курляндским, выставки и ставшие уже обязательными социальные проекты — музыкально-поэтический концерт Гидона Кремера и Чулпан Хаматовой «Крылья будней», все средства от которого пойдут в фонд «Подари жизнь» , «Язык птиц» прекрасного режиссера Бориса Павловича (БДТ) и центра «Антон тут рядом», где вместе с профессиональными актерами на сцену выйдут люди с особенностями развития и новый проект Мастерской Дмитрия Брусникина и благотворительного фонда «Артист» «До и после», героями которого станут актеры и театральные деятели старшего поколения.


«В гостях. Европа»

Театр Rimini Protokoll

Фестиваль «TERRITORIЯ» привозит в Москву самую, пожалуй, значимую в мире команду, работающую в области документально-коммуникационного театра — Rimini Protokoll, весь прошлый год Москва бродила в наушниках по неочевидным закоулкам в их променад-проекте Remote Moscow.

На этот раз они придут в гости к москвичам — спектакль «В гостях. Европа» будет разыгрываться в обычных московских квартирах. Формат «кухонных посиделок», столь близкий нашему сердцу: остросоциальные разговоры и объединяющая незнакомых людей командная работа в поисках национальной идентичности — это и будет спектакль.

«Процесс»

Театр «Красный факел»

Тимофей Кулябин привозит Франца Кафку, «Процесс». Прошлогодние «Три сестры» Кулябина, привезенные из Новосибирска той же «TERRITORIЯ» и сыгранные на языке глухонемых, был едва ли не самым значимым событием сезона.

Кулябин, один из лучших русских режиссеров своего поколения, в новом спектакле размышляет на тему не столько Нового времени, сколько феномена Нового человека, этим временем порожденного. После скандала, разгоревшегося вокруг его новосибирского «Тангейзера», тема человека, неожиданно для себя оказавшегося участником некоего «процесса», Кулябину хорошо знакома.

«Поле»

Театр POST

Если кто-то в нашем театре всерьез и занимается вопросами актуального искусства, то это Дмитрий Волкострелов. То, что он делает на сцене, в равной степени можно назвать и перформансом, и спектаклем. Недаром первым событием нынешней «TERRITORIЯ» стала выставка Волкострелова (как художника) «Повседневность. Простые действия» в МОММ’e — повседневная рутина, выхваченная из жизни и возведенная в ранг арт-объекта.

Как режиссер Волкострелов тоже предпочитает фокусироваться на вещах, не всегда артикулированных, отчего его работы часто бывают максимально минималистичны и почти медитативны. Спектакль «Поле» по пьесе Павла Пряжко, постоянного автора Волкострелова, привозит питерский театр POST, возглавляемый самим Волкостреловым.

PIXEL

Национальный хореографический центр Кретей и Валь-де-марн

и компания KAFIG

Спектакль «Пиксель» — проект междисциплинарный, созданный силами хореографа Мурада Мерзуки и видеохудожников Клэр Бармен и Адриана Мондо.

Мультимедийные декорации уже давно стали общим местом, но в этом спектакле они «работают» наравне в танцорами — 3D-изображения взаимодействуют с исполнителями как полноценные партнеры по танцу, рождая многочисленные оптические иллюзии. Зрелище завораживающее.


«Ивонна, принцесса Бургундская»

Театр Наций

«Ивонна, принцесса Бургундская» — это гимн эксцентричности и гротеска. Написанная польским абсурдистом Витольдом Гомбровичем, отличавшимся весьма нестандартным поведением, сюжет пьеса имеет сказочный, хоть и писалась автором с вполне реальных людей.

Поляк Гжегож Яжина, выступающий в качестве режиссера, с эксцентрикой тоже знаком не понаслышке — долгое время, например, он ставил спектакли под разными псевдонимами, в том числе женскими. Яжина — ученик польского гуру Кристиана Люпы, на театральной карте фигура весьма заметная.

В России он ставит впервые, но к самой истории про девушку Ивонну, попавшую в королевскую семью и взорвавшую обычных ход вещей, Яжина уже обращался у себя на родине. Жанр «между комедией и триллером» все чаще стал фигурировать в театральных афишах.


«Мандельштам. Век-волкодав»

Гоголь-центр

Гоголь-центр продолжает трилогию о великих поэтах ХХ века спектаклем про Мандельштама. Премьера «Мандельштам. Век-волкодав» состоится в рамках фестиваля «TERRITORIЯ».

Режиссер — Антон Адасинский, с конца 90-х обитающий со своим «неофольклорным синдикатом» — театром DEREVO — на европейских широтах. Танцор, хореограф, режиссер, музыкант и актер, Адасинский всегда говорит на языке, который отличает только его. Начинавший с клоунады в театре Вячеслава Полунина, он давно уже вышел за рамки пластического театра, хотя по-прежнему считает тело основным своим инструментом.

Режиссер Сокуров, в фильме которого Адасинский сыграл роль Фауста, сказал: «Вам ничего не нужно играть, потому что вы поднялись над собственным естеством и работаете на уровне «Я» .


«Идиот»

Театр Наций

«Идиот» Максима Диденко — еще один спектакль Театра Наций, вошедший в афишу фестиваля «TERRITORIЯ». Диденко — экстремал, одинаково радикально работающий и с формой, и с содержанием. Наверное, нет у нас такого объединения, существующего в парадигме новых театральных форм, с которым не сотрудничал бы Диденко.

Начинавший как актер театра DEREVO Антона Адасинского, Диденко создавал проекты и Русским инженерным театром АХЕ, и с Киевским центром современного искусства «ДАХ», детищем гениального хулигана Андрия Жолдака, и с Новой экспериментальной сценой Александринки.

«Идиота», понятное дело, Диденко тоже рассказывает не языком Достоевского. Князя Мышкина играет актриса, и актриса совсем очевидная для этой роли — Ингеборга Дапкунайте. Создатель «Русской школы физического театра», Диденко предпочитает привычному образу Мышкина-юродивого более европейский вариант Мышкина-клоуна. За визуальную метафоричность отвечает патриарх отечественного визуального театра Павел Семченко из АХЕ, так что настраивайтесь на сложные инженерные решения.

Материал обновлен: 10-10-2016