Текст: Лиза Казакова
Фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности
В Еврейском музее и центре толерантности до 27 февраля проходит выставка, посвященная Любови Поповой — одной из ярчайших художниц русского авангарда 1910-х — первой половины 1920-х годов. Ее интересовало новейшее искусство, за которым она следовала в Париж кубистов, Италию футуристов, мастерские Татлина и Малевича, в Институт художественной культуры и Высшие художественно-технические мастерские. Кубофутуристические работы, эскизы вышивок для артели Вербовка, абстрактные живописные архитектоники и пространственно-силовые построения, а затем легендарные оформления спектаклей Мейерхольда и десятки эскизов для ситца — выставка в Еврейском музее и центре толерантности охватывает все эти периоды.
О биографии Любови Поповой известно и много, и мало одновременно. Есть основные даты и события — родилась, училась, путешествовала, принимала участие в выставках — но много личного остается за рамками этой формальной хроники. Во время подготовки выставки кураторская команда искала письма, открытки, воспоминания и документы, которые помогли бы больше узнать о личности художницы и лучше представить ее характер и отношение к искусству и жизни.
Выставка приурочена к 100-летию с года смерти Любови Поповой — она прожила краткие, но невероятно яркие 35 лет. Несмотря на последовавшие годы забвения, благодаря ее друзьям, семье и, конечно, коллекционеру Георгию Костаки (именно он называл художницу «Любочка») сохранились великолепные работы, а также память о ней.
Почитать о ее творчестве
Суконщики Поповы: «Записки о московской жизни» и не только. Москва: Русский путь, 2010
В книге опубликованы воспоминания разных членов семьи Поповых об их мануфактуре, домашнем быте, общественной жизни, о Российской империи XIX–XX веков. О детстве и юношестве Любови Поповой сохранилось мало информации, и именно эти источники помогли восстановить домашнюю обстановку дома Поповых. Интересны и судьбы ее родственников — многие были связаны с искусством, многие оставили воспоминания о торговой и творческой Москве, о своих современниках.
Дневники Надежды Удальцовой и Варвары Степановой
Близкая подруга Любови Поповой, с которой они вместе изучали кубизм во Франции и участвовали в московских выставках, Надежда Удальцова вела в этот период дневник. В нем можно подробнее прочитать о поездке в Париж, о кипучей художественной жизни тех лет и об отношениях художников между собой. Появляется Попова и на страницах дневника 1910-х годов Варвары Степановой, с которой они подружатся уже позднее, после революции. Степанова также записывала истории о проходивших выставках и связанные с ними споры и скандалы, а также конспектировала теоретические поиски начала 1920-х годов.
Каталог выставки «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889-1924»
Включение каталога выставки в этот список является не только актом бессовестного бахвальства. Во-первых, найти ранее выходившие о Поповой монографии Дмитрия Сарабьянова и Наталии Адаскиной можно теперь только в библиотеках. Во-вторых, авторы каталога не только опирались на их фундаментальные исследования, но и добавили к ним новые открытия, сделанные в процессе подготовки к выставке. В нем можно найти уточненную биографию художницы (Игорь Смекалов, Лиза Казакова), рассказ о ее творчестве и историю работ в XX–XXI веках (Андрей Сарабьянов), подробные статьи о ее работе в театре (Мария Липатова) и производственном искусстве (Кристина Лоддер).
Посмотреть лекцию о Любови Поповой
В рамках выставки можно послушать лекцию «Любовь Попова и новая архитектура живописного пространства». Читает ее Андрей Сарабьянов – один из ведущих специалистов и исследователей русского авангарда, историк, кандидат искусствоведения, куратор Центра авангарда Еврейского музея.