Текст: Дарья Уланова
Фото: Варвара Топленникова, Владислав Аношин
На вопрос о том, когда и с чего начался их проект, Арина и Сережа, создатели бренда бытовых сувениров ARSHA из Коломны, в ответ пожимают плечами — как будто это нечто очевидное, то, с чем жили всегда: всегда была любовь к городу и желание сделать о нем такой сувенир, который захотелось бы увезти с собой на память самим. И в один момент они просто это сделали — причем так, что по пути успели перепридумать сам концепт сувенира.
Первыми предметами в коллекции стали тарелки. Связь Коломны и пастилы — всем известная история, хотелось сказать что-то новое. Начав «копать», обнаружили, что когда-то город славился и фарфором, и текстилем. С выбором материала долго думать не пришлось: в семье и среди друзей — мастера-керамисты, у которых можно попросить совета. Они стали проводниками и дали ответы на самые глупые первые вопросы; их было достаточно, чтобы запустить погружение в ремесло. Начиналось все «в четыре руки»: сами рисовали фирменный стиль, сами набрасывали эскизы предметов, сами обжигали тарелки и наносили рисунок.
Экспериментальность и доверие судьбе тут оказываются в сердце проекта, и это не может не влиять на его характер. Во многом это отражается на траектории движении бренда — делать то, во что веришь сам, чтобы затем отдать в мир и надеяться на отклик. Подготовить и запустить идею «в печку», на свет — и там видно будет, оживет ли она, как пройдет «обжиг». «Слишком часто люди, готовясь выпустить что-то в мир, так сильно в это погружаются, что топлива не хватает, и огонь, который двигал их вперед, затухает, — говорит Сережа. — А мы успели за месяц — ухватились за возможность, собрались и сделали все главное за один май». Это не значит, что не было сложно. Но в финальных предметах, вышедших на свет из печи, еще осталось ощущение «с пылу с жару» — и, кажется, люди это считали. Первые тарелки захотели купить прямо с улицы проходящие мимо туристы, несмотря на уговоры, что еще не все готово и лучше подождать. В этот момент стало понятно: схватилось, «обожглось».
Предметы «Арши» и их знаковые образы — простые, наивные, ненавязчивые. Они говорят о добром и простом, нежном и понятном всем от мала до велика. То, что существует на поверхности жизни и что интуитивно понятно: вот муж и жена, вот лупоглазая лягушка с цветком во рту, вот забавный лев с сердечком. То, что это — символы истории или архитектуры города, отходит на второй план, а на первый выходит смешной, почти лубочный образ. «Странный, нелепый и “дурной” — для нас комплименты», — смеются Арина с Сережей. Это обращение к эмоциям и чувствам — может быть, не самый очевидный способ работы с историческим наследием, но именно его они считают самым действенным в контексте сувенира. Ведь так и работает память, когда из насыщенной экскурсии, заполненной датами, запоминаешь какую-нибудь глупую, смешную подробность. Ее и хочется сохранить, за нее получается ухватиться, и это главное.
При этом нельзя сказать, что проект вольно обходится с историей. Коломна славится своим мифотворчеством, здесь очень много всего «первого», а сам город стоит на пересечении трех рек. В команде бренда работает историк, который изучает этот пласт, выхватывая из него самое главное, ключевое.
Сюжет «вытягивается», словно ниточка, из исторического полотна, а потом в работу включается видение Арины и Сережи — и вот он схлопывается, сублимируется в смешной, понятный и задорный образ. А иногда бывает так, что сюжет рождается в голове, без привязки к конкретному событию или персоне. Хочется нарисовать жар-птицу или смешную лягушку — а потом оказывается, что и они повсюду: в былинах, сказках или истории города.
Символы рождаются из историй, а истории вдруг обнаруживаются в символах.
Самое ценное, когда эти истории находят продолжение и новое прочтение уже в руках новых хозяев: каждый связывает с ними свое собственное воспоминание, наделяет его смыслом и сохраняет свой собственный особенный момент.
Бывает и так, что сувениры становятся не логичным завершением поездки, а толчком к ее началу. Многие предметы от «Арши» селятся в домах людей, ни разу в Коломне и не бывавших, и становятся поводом исследовать город. Для сувенирного бренда это не самая очевидная история. На вопрос о том, почему так получается, ребята пожимают плечами: они и сами так не планировали. Хотели сделать проект о городе, создать сувениры, которые могли бы привезти друзьям на память, а получилось громче и шире — не только и не столько о Коломне, сколько об общепонятном и общекультурном. Оказалось, что людям не столько важна привязка к конкретному городу, сколько персонажи и связь с русской историей и культурой вообще.
Символизм — важный аспект в проекте. За любой картинкой прячется своя история. Но одни из самых популярных сюжетов — самые простые: с вороной или лягушкой. Возможно, люди находят в них какой-то собственный символизм для себя, изобретая свою историю.
Исследование культурного кода продолжается в первом физическом пространстве бренда. В начале февраля у «Арши» открылась студия в посаде — историческом центре Коломны. Мимо нее пройти сложно: стены, пол, полки, на которых расположились тарелки, — фирменного красного цвета. Получается почти «красный угол». За стеклянной перегородкой здесь же располагается производство; оно на виду, за ним легко наблюдать и с улицы, даже не заходя в студию. Центр пространства с производством — печь, словно сердце. Она — единственное, что едва-едва спрятано от глаз за тонкой занавесью. Около нее скоро появятся будущие мастера, которых можно будет обучить, передать им ремесло.
Переплетение пространства магазина с внутренней кухней, желание делиться процессом и быть открытыми, пускать в свой мир — продолжение лейтмотива, зашитого в самой сути ARSHA. Проект, вдохновленный городом, очень «общий», во многом родился из личного — желания сделать сувениры в первую очередь для себя, обратить внимание на привычные ритуалы повседневности, которые важны внутри собственной семьи. Завтракать и ужинать вместе, собираться за одним столом — то, что составляет основу быта, о чем хочется напоминать миру и самим себе.