Текст: Серафима Лескина
Фото: Бахрушинский музей
В её имени слышится плеск аплодисментов.
Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью,
Елисейскими полями, с Пришествием.
Есть полюса географические, температурные, магнитные.
Плисецкая — полюс магии…
А. Вознесенский
В 99-й день рождения Майи Плисецкой рассказываем: что читать и смотреть, куда сходить и что попробовать, чтобы лучше узнать и понять приму-балерину Большого — на сцене и в жизни. Сделать подборку нам помогла Оксана Карнович — заведующая музеем-квартирой М.М. Плисецкой, педагог Московской государственной академии хореографии, балерина, танцевавшая на одной сцене с Майей Михайловной. Материал подготовлен совместно с Театральным музеем им. А.А. Бахрушина
Читаем
1. «Я, Майя Плисецкая» — так прима-балерина назвала свою книгу. В предисловии муж Плисецкой, композитор Родион Щедрин, пишет: «это не мемуары, не воспоминания, это ее исповедь». Она писала увлеченно, со страстью, на всем, что попадалось под руками — в залах ожидания и привокзальных закусочных, а потом прилежно переписывала на «чистовик». Писала о себе, любимом муже, путешествиях, Большом театре, балете и России.
«Майя была бесконечно доверчива, бесхитростна, прямодушна, искренна, сильна и так одновременно хрупка. И при этом беспощадно объективна, правдива, взыскательна и справедлива в человеческих оценках, а уж в своей профессии — профессионал высочайшей пробы. Повторю это еще раз, с убежденностью… Читайте её книгу!.» — Родион Щедрин, из предисловия к 16-му изданию
2. «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров». Оксана Андреевна, заведующая музеем-квартирой М.М. Плисецкой, отметила, что о Майе Михайловне нельзя говорить в отрыве от ее семьи. Мама — актриса немого кино Рахиль Мессерер-Плисецкая, ее сестра, воспитавшая Майю, — балерина Большого Суламифь Мессерер, дядя Асаф Мессерер — танцовщик и хореограф Большого, братья Александр и Азарий — также артисты Большого театра. Книгу написал Азарий Плисецкий, младший брат Майи Михайловны. Это мемуары, напоминающие библейскую сагу о творческой династии Плисецких-Мессереров. В каком-то смысле книга написана в полемике с мемуарами старшей сестры — на глазах читателя меняется оптика, возникает новый ракурс известных событий.
Если жизнь вторгается в твои планы, то только для того, чтобы сделать лучше, чем ты задумал
Азарий Плисецкий
3. «Автобиографические записи» Родиона Щедрина. На первой странице посвящение — Майе Плисецкой. И Post Scriptum — о Майе Плисецкой, музе и любимой жене. Это книга о пути замечательного композитора, она начинается с признания и заканчивается словами: «Я хочу объясниться своей жене в любви. Во всеуслышание сказать, что люблю эту Женщину. Что для меня Майя — лучшая среди самых прекрасных женщин нашей планеты».
Смотрим балет
«Лебединое озеро», 1957 год. Этот балет Плисецкая танцевала более 800 раз в течение 30 лет. Гибкие, трепетные руки, арабески Одетты и тридцать два фуэте Одиллии в исполнении Майи Михайловны — устойчивые ассоциации с балетом Петра Ильича Чайковского.
«Дон Кихот»: Майя Плисецкая и Марис Лиепа, 1968 год. Лиепа был законным мужем Плисецкой целую неделю. Когда они познакомились, ей было 30, а ему — 19. Майя страстно хотела, чтобы Марис танцевал с ней. Их исполнение ролей Китри и Базиля в балете Минкуса «Дон Кихот» — любимая классика.
«Болеро»: «Станцевать шестнадцатиминутный балет одной, на столе, босиком, без мига передышки (мужчины аккомпанируют солистке на полу, вокруг стола), все прибавляя и прибавляя накал энергии — надо соответствовать могучему крещендо Равеля, — мое гордое достижение», — так писала Майя Плисецкая о своем «Болеро».
Фильм-балет «Анна Каренина», 1974 год. «На съемках фильма «Анна Каренина», в котором я выступила в роли княгини Бетси Тверской, мысль о хореографическом воплощении толстовского романа стала ясно витать в воздухе… Музыка, которую Щедрин написал к фильму, была театральна и пластична. Ее можно было танцевать», — писала Майя Михайловна. И они сделали балет, «совершенно по-своему», который Плисецкая поставила как хореограф и где сама исполнила главную роль. В 1974 году был снят фильм: могучий реализм Толстого, режиссерская работа Маргариты Пилихиной, музыка Щедрина, костюмы Пьера Кардена и Майя Плисецкая.
В этом году фильму — 50 лет. Сейчас в музее-квартире М. М. Плисецкой проходит выставка «Майя Плисецкая: от Бетси Тверской до Анны Карениной». Там можно увидеть кадры постановки в Большом театре и костюмы Пьера Кардена, созданные для киносъемок балета.
Фильм-балет «Кармен-сюита», 1978 год. Плисецкая мечтала станцевать Кармен. Она просила написать музыку для балета Шостаковича и Хачатуряна — оба отказали, не желая конкурировать с Жоржем Бизе. Тогда Щедрин сделал оркестровку знаменитой оперы — а Майя Плисецкая дерзко встала на всю стопу.
У каждой артистки есть своя мечта. Иногда сбыточная, иногда несбыточная. Вот такой долгожданной мечтой для меня все годы моей творческой деятельности был образ Кармен, но обязательно связанный с музыкой Ж. Бизе. Оперу «Кармен» можно танцевать всю, настолько она «танцевальна», образна, выразительна, пластична
Майя Плисецкая
Идем в гости к приме-балерине
О Музее-квартире М.М. Плисецкой на Тверской мы рассказывали в 68-м номере журнала. Удивительно, что в музей приходишь как в гости к друзьям: простой подъезд с консьержем, 6 этаж, простые квартиры по соседству, простая прихожая и простой балкон. На кухне, где сидели Майя Михайловна и Родион Константинович — офис музея. В нише, где когда-то жила домоправительница Катя — небольшой сувенирный магазин. Сервизы с крупными селедочницами, альбомы по искусству, кассеты с записями балетов, шляпы Пьера Кардена и платье Ив Сен-Лорана: это обитель музы, дом, который живет.
Как порадовать себя и поклонников Плисецкой
Мы спросили у сотрудницы музея Татьяны о вкусах Майи Михайловны — в еде, одежде и книгах — и представили, что бы прима-балерина выбрала сейчас для семейного обеда, чтения перед сном и прогулки по ноябрьской Москве.
Образ на день
Майя Михайловна любила не только бренды, но и масс-маркет. Обожала скидки, покупала водолазки «3 по цене 1». Ей нравились прямые туники длины миди из шерсти и синтетики. Плисецкая любила оверсайз — до того, как это стало мейнстримом. Она выбирала фасоны, которые подчеркивали особенности фигуры, но сохраняли загадку. И на сцене, и в жизни ей была важна перформативность образа. Одна из первых Майя Михайловна начала сочетать кроссовки и классические брюки, широкое пальто и высокие сапоги, очень объемный верх и узкий низ.
Она любила моду, любила эксперимент. Она притягивала модельеров, близких ей по духу — неуемных, постоянно что-то придумывающих. Она постоянно уходила от канона, ей было интересно играть с формами и гендерными правилами. У Майи Михайловны не какой-то определенный стиль, а постоянное желание экспериментировать с новыми элементами
Татьяна, сотрудница музея-квартиры М.М. Плисецкой
Чтение на вечер
Майя Михайловна любила русскую психологическую прозу — и мечтала перевести ее на язык балета. Родион Щедрин писал для нее балеты на сюжеты классиков — и слушал, как она читает вслух.
Майя поглотительница книг. Глотает их обстоятельно, неспешно, серьезно. От корки до корки. От предисловия автора до финальных комментариев редактора и искусствоведов. Вслух обязательно продекламирует мне понравившийся абзац, фразу...
Родион Щедрин
— Николай Лесков: «Продукт природы» и «Житие одной бабы»
— Антон Чехов: «Дама с собачкой» и «Чайка»
— Владимир Набоков: «Защита Лужина» и «Лолита»
— Шестидесятники: стихи Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Евтушенко, Рождественского
— Марсель Пруст: «В поисках утраченного времени»
— Асейдора Дункан: «Моя исповедь»
— Лиля Брик: «Пристрастные рассказы»
Меню обеда
Всем знаком афоризм Майи Михайловны: «Не жрать!» Так она отвечала на вопрос о способах сохранения формы. Но затем с улыбкой добавляла: «Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу». Плисецкая придерживалась, что называется, интуитивного питания, никогда не переедала и, конечно, танцевала. Но были у нее и слабости: селедка, которую она нежно называла «селеда», пиво коллекционных сортов, хороший индийский и китайский чай, который она умела и любила заваривать по всем правилам. Мы пофантазировали на тему, из каких блюд мог бы состоять обед мечты примы-балерины.
Напитки:
— Китайский зеленый чай и индийский черный
— Баварское светлое пиво
Основные блюда:
— Салат с огурцами, брынзой, апельсином
— Сардельки-гриль, беби-картофель
— Удон с говядиной Сябу-Сябу
Закуски:
— Селедка маринованная с луком
— Чесночные гренки
— Хлебная корзина со взбитым сливочным маслом
— Креветки темпура