Как найти свою нишу, ткани, швей и своего клиента, создать бренд классных рубашек для мальчишек, не опустить руки, когда все идет не так, нам рассказала Надежда Ферапонтова, создатель марки Mapache.
История создания
Я закончила Текстильный Университет, на последнем курсе стала мамой и, совмещая подгузники и подготовку дипломной работы, мне показалось, что дел у меня как-то мало и начала искать подработку. Так я наткнулась на объявление, что требуется художник по росписи елочных игрушек. Проработав один сезон «на дядю», в следующем я уже начала делать все сама, поучаствовала в своих первых ярмарках, маркетах и специализированных выставках. Благодаря елочным игрушкам я обросла контактами, а главное — уверенностью, что не все так сложно, как кажется. Но был в этом направлении основной минус, это сезонность, а мне очень хотелось чего-то более постоянного. Долго думать не пришлось, «под рукой» был мой любимый сын и главный мотиватор к действию, и в голову пришла мысль сделать что-то для него и других мальчишек.
Я стала мониторить рынок — что сейчас модно и популярно, чего не хватает. Смотрела глазами мамы мальчика, и понимала, насколько сложно найти интересные вещи. Так выбрался сегмент: одежда для мальчиков, выбор пал на рубашки.
Эмоции от придуманного переполняли, я звонила друзьям, рассказывала о своей идее, за ужинами с мужем обсуждала по сотому кругу, как это круто. На тот момент мне казалось, что лучше и придумать нельзя, и что это точно будет успех, причем прям вот сейчас!
В поисках ткани для первого образца пришлось обойти не мало магазинов ткани. Мне нужна была ткань достаточно яркая, мне очень хотелось, чтобы рубашки были как у взрослого, но при этом не теряли своего возрастного назначения. Изюминка — в самом принте, поэтому следующие образцы ткани я стала искать за границей.
И конечно, нужно было четко понимать, куда и кому продавать эти рубашки. Тут нового ничего не открою, что нет ничего лучше, чем сарафанное радио. Рассказы про рубашки пошли по друзьям, так стали поступать первые заказы.
Название Mapache предложила подруга, после этого, как говорится, пазл сложился. Сейчас Саша в нашей команде отвечает за соцсети.
Если говорить вкратце и цифрами, то от момента задумки проекта до его первой реализации прошло около двух недель. В середине мая 2015 в голову пришла идея, а уже 1 июня 2015 запустился инстаграм и была получена первая партия тканей. Первоначальное вложение — около 30 тысяч, пошло на закупку первых тканей, фурнитуры и оплату пошива.
Сложности
Самое сложное — это найти профессиональных швей и получить от них достойный результат. Было много «ярких» случаев: однажды мы заказали швее изготовление лекал, понадеявшись только на рекомендацию, и это была огромная ошибка. В итоге оказалось, что лекала не соответствовали параметрам. Мы потеряли деньги, не успевали поучаствовать в запланированном маркете, у меня вообще руки в тот момент опустились.
Но тут надо отдать должное моему партнеру Оле, у нее большой опыт работы в сфере массмаркета, она нашла выход из ситуации, по своим каналам отыскала грамотных конструкторов и швей, которые нам отшили отличные модели в кратчайшие сроки. Мы и по сей день с ними сотрудничаем, и тьфу-тьфу-тьфу они ни разу нас не подводили.
Процесс
Изначально процесс был достаточно хаотичным. Мы находили ткань, которая нам нравилась, отшивали образец и дальше пускали его в соцсети и ждали заказов. Сейчас мы немного подросли и смотрим на все иначе.
Во-первых, мы разделили ткани по возрасту, в основном это различие заключается в орнаменте, но при этом мы всегда оставляем запас ткани на индивидуальные заказы. Во-вторых, сейчас мы думаем над мини-капсулой. Хочется немного расширить ассортимент, сохранив единую тематику.
Конечно, мы изучаем модные тенденции, следим, что сейчас популярно среди детей и часто отталкиваемся от своих личных пожеланий как потребителей. Как мама будущего первоклассника, я хочу запустить линейку рубашек для школьников. Опять же соблюдая основной принцип Mapache — яркий веселый принт, но адаптированный к школьным требованиям. Это не просто, подходящих тканей мало.
Продвижение
Сарафанное радио, соцсети, потом маркеты. Это пока наш постоянный набор, откуда мы получаем новые заказы. Хотя сейчас мы активно думаем над тем, как этот список расширить.
Периодически мы проводим разные акции, так например, весь июнь при покупке рубашки бабочка была в подарок, всем знакомые giveaway первоначально тоже были в нашем арсенале.
Когда к нам стали обращаться оптовики, мы поняли, что нужно делать сайт, так как нужна была платформа, где представлен весь ассортимент уже с ценами, чтобы избежать длительных переписок.
Клиенты
В основном наши клиенты — это активные, молодые, часто творческие мамы, хотя были случаи, когда и папы к нам обращались. Наш покупатель часто ищет что-то особенное для праздника, поэтому останавливает свой выбор на Mapache.
Команда
Когда проект только зарождался, было очень много амбиций и эмоций и мало понимания системы конкретных действий, поэтому возникали разногласия. Создавать бизнес с друзьями сложно, но возможно, если четко обсудить все на берегу. Сейчас, если не считать швейный цех, в команде 4 человека: Оля — моя правая рука, а точнее полноправный партнер, Саша — наш SMM-щик, я и мой муж.
За доставку чаще всего отвечает Василий — мой муж, его график это позволяет. Вообще практически вся логистика лежит на нем,он получает ткани, отвозит их на отшив, помогает в доставке необходимого оборудования. Иногда заказы доставляю я, не потому что мы экономим на курьерах, а потому что нам важно знакомиться с покупателями, видеть их, слышать напрямую их мнение. Наверное, поэтому, мы часто получаем обратную связь — хорошие отзывы и фотографии в наших рубашках.
Хиты продаж
Самый хит — это рубашка «Короны». Все мамы видят в сыне принца, видимо поэтому это лидер наших продаж. Потом рубашка «Пикник» —подкупает общая гамма, но при этом безумно интересный орнамент, нам очень важно, чтобы рубашка дарила эмоции — а история о том, как мишка, лисичка и коала отправились в поход, никого не оставляет равнодушными. Этим летом очень популярна была рубашка «Арбузы» и «Туканы», но я думаю, это благодаря модным тенденциям.
Ваш любимый предмет/коллекция
Самая любимая рубашка — это «Гитары». Это первая ткань, которую я нашла, плюс ко всему у меня сын занимается музыкой, и это тоже сыграло свою роль. Правда, больше из этой ткани мы рубашки не шьем, так как ее уже нет в продаже. Еще из любимых — свитшот «Умный лис», потому что принт сделан по моему эскизу.
Каждая рубашка любима по-своему. Очень много времени уходит на отбор ткани, перед глазами проходят сотни образцов, выбираются лучшие из лучших, потом в процессе обсуждения список выбранных сокращается вдвое, если не больше.
Вдохновение
Первое и самое важное мое вдохновение — это сын. Ради него хочется расти, учиться, достигать новые вершины. Путешествия тоже источник вдохновения, последнее, что впечатлило — это горы, в частности Эльбрус, который мы видели лишь издалека, но даже так он оставил безумное впечатление.
А еще меня очень сильно вдохновляют люди, ведь каждая жизнь – источник вдохновения, когда слышишь, какие трудности преодолел тот или иной человек, свои становятся мелочами. Иногда одна красивая фотография в социальных сетях может вдохновить на ряд активных действий.
Зачем вам это?
Хороший вопрос. Я его сама себе часто задаю, особенно когда возникают какие-то сложности.
Мне нравится то, что я делаю. Мне нравится, когда я вижу счастливые лица мам, когда получаю отзывы. Как говорит мой муж, мы производим не просто рубашки, а мы дарим людям праздник! И мне кажется, он прав. Ведь наши рубашки очень часто покупают на дни рождения, выпускные или просто, чтобы сделать свой день и день своего малыша ярче! Приятно осознавать, что ты принял участие в том, чтобы кому-то устроить праздник.
Принципы в работе
1) делать то, что нравится
2) яркий стильный принт может быть не только у девочек
3) воспринимать покупателя как близкого друга
4) если не сейчас, то когда
Что бы вы посоветовали тем, кто еще не решился начать свой бизнес?
1) Не бояться
2) Не сидеть на месте и много говорить, а
3) Изучать и делать