Девлет Бутаев 10 лет строил карьеру в интернет-маркетинге, но всегда подумывал о собственном деле. Этим летом он запустил бренд украшений Magnetic Russia, фишка которого в том, что каждое изделие может измениться одним движением руки — основы и подвески легко перестегиваются с помощью магнитиков.
Девлет, расскажите, с чего все началось, как пришла идея? Я так понимаю, что вы раньше совсем не украшениями занимались.
Да, 10 лет я строил карьеру в интернет-маркетинге. Я работал в разных компаниях, руководил интернет-проектами, последние 3 года развивал направление перформанс-маркетинга в «Лаборатории Касперского». В начале этого года я уволился и занялся украшениями.
Что вас к этому подтолкнуло?
Есть два «угла», из которых можно на это смотреть. Один — чисто предпринимательский. Я искал возможность открыть свое дело.
У нас в «Лаборатории Касперского» был неформальный предпринимательский клуб, в рамках которого мы организовали несколько проектов. В том числе мы работали с другими организациями как консультанты по интернет-маркетингу.
Однажды ко мне пришел клиент, который занимался украшениями. Я стал его продвигать, глубоко вник в бизнес, посмотрел цифры, и это совпало с моими представлениями о том, какие они должны быть. Я понял процесс производства, как это все происходит, и предложил этому клиенту партнерство.
Вы сказали, что была еще вторая причина.
Да, и она проросла из моих теоретических знаний о современном маркетинге. Сейчас один из важных трендов состоит в том, что люди хотят участвовать в создании конечного продукта. Хотят покупать что-то особенное, к чему они имеют личное отношение. Проявлений этого тренда масса — от возможности составить свой рисунок на футболке до производства автомобилей, проект которых на 100% является совместным творчеством с конечными покупателями.
Так я придумал сережки с подвесками на магнитах, которые можно менять. Есть варианты верха, основы, и множество вариантов низа — подвески, кисточки всех цветов, разной длины и толщины. Верх и низ крепятся между собой на магнит, и их можно как угодно между собой миксовать.
Но потом пошли уже чисто бизнесовые вещи, мы с партнером расстались, а летом я открыл свой проект Magnetic Russia.
А расскажите про название? Про что оно?
Название Magnetic появилось не потому, что мы используем магнитики, а от слова «магнетизм». Мне хотелось дать девушкам, женщинам, которых я очень люблю, возможность выразить себя, больше и проще влиять на свой образ. Наша технология сделала это возможным. Началось все с сережек, потом пошли другие украшения — модульные колье, которые состоят из двух частей, браслеты с возможностью за секунду поменять подвеску.
А дальше случилось то, о чем я мечтал, но не особенно ждал — совместное творчество с нашими клиентами. Вот я предлагаю, к примеру, колье: «Возьмите эту белую основу и попробуйте к ней разные «добавки»». А девушка говорит «Нет, давайте мне вот эту белую и вот эту красную, я лучше их совмещу, и у меня получится белое колье, красное и красно-белое». Я даже не думал о такой модели, а девушка пришла и сама это создала. И эту модель мы теперь продаем. Это здорово выглядит. Утонченно и вызывающе одновременно.
Давайте тогда сразу поговорим о том, где вы находите своих клиентов, какие методы продвижения используете? Что сработало и что не сработало? Хотя, как я понимаю, вы с таким бэкграундом изначально хорошо понимали, как двигать продукт.
Да, у меня есть понимание, опыт, я сам создал сотни кейсов для своих клиентов. Но тогда я работал с уже состоявшимися брендами, а здесь новая для меня аудитория и новый бренд. У меня было об этом какое-то представление, но опыта не было. И пока я не получил ту отдачу от рекламы, которую планировал при создании бизнес-плана.
А какую вы рекламу использовали?
Я использую рекламу по главному каналу — это Facebook. Еще медийную рекламу в Google, Yandex, и текстовую поисковую там же. То есть получается 5 основных каналов. Это все для привлечения новых пользователей. Есть рассылка, которая работает для клиентов, которые зарегистрированы на сайте. Но это скорее средство для стимулирования повторных покупок.
И еще такой момент. У нас классная фишка, технология, но, оказалось, ее достаточно трудно «объяснить» на сайте. А в оффлайне, на нашем первом маркете, у нас была возможность показать, что это не просто красивая сережка — это сережка-конструктор. И люди сразу: «Вау!» и останавливаются, им становится интересно. Это очень вдохновляет и это дорогого стоит. И именно поэтому мы будем больше двигаться в оффлайн сейчас, больше участвовать в маркетах. Ближайший — на Теплом карнавале Seasons 18 декабря. Для нас это возможность живого общения с потенциальными клиентами, показать, что девушки могут сделать: 20 цветов разных, куча разных подвесок, масса вариантов.
Представлять продукт грамотно, на достойном уровне — мне кажется, у нас получается. Мы получили обратную связь, вдохновение, и зеленый свет от клиентов.
Раз уж вы про команду заговорили, расскажите в двух словах, кто, что делает?
Сейчас на постоянной основе у нас работает три человека, которые охватывают все: закупки, производство, дизайн украшений, пиар, разработку сайта, маркетинг.
Моя должность называется «head of inspiration», главный по вдохновению. Я практически занимаюсь всем, что связано с сайтом, маркетингом, концептуальными идеями коллекций и самих украшений. Моя жена Кристина (она пиарщик) подключилась к проекту. У нее должность называется «smile commander».
Есть дизайнеры — один основной и еще приглашенный, который иногда подключается. Они переводят мою идею в технологию.
И есть мастера, которые работают в офисе и по домам на сдельной основе. Они получают задание, а потом приносят готовые изделия. Есть контроль качества, который осуществляет дизайнер. Принимая работу, он может исправить ошибки или попросить что-то доделать. Требования к качеству у нас серьеные, мы очень трепетно относимся к этому.
Давайте еще немного поговорим о технологии. Кисточки, бусины… Откуда это все берется, как получается то, что потом мы видим на сайте?
Кисточки мы делаем сами или закупаем готовые у поставщиков из Индии и дорабатываем их. Мы проверяем, выравниваем, обматываем серебряной нитью. Кисточки у нас прочные и никогда не разваливаются, с ними можно все, что угодно делать, мять их как угодно.
Камни мы закупаем уже готовые, обработанные на фабриках. Магниты тоже покупаем готовые. Их производят в Южной Корее, они покрыты драгоценным металлом родием. Никто их не покупает в таких количествах, и не использует, как мы. Если только для браслетов, да и то редко. Люди не очень доверяют этому, боятся потерять.
Кстати да, я хотела спросить, кисточки не улетают куда-нибудь, в порыве танца, например?
Нет! Кроме того, магнит защищает ваши уши. Потому что, если за длинные кисточки дернет ребенок (а это они очень любят), то у него в руках останется кисточка, а не ваше окровавленное ухо (шутка).
Вам нужно продвигать это среди мам, это же гениально абсолютно!
Единственное, это слишком нравится детям, и они продолжают это делать снова и снова…
А сложно было найти всех этих людей, которые стали поставщиками?
Вы знаете, нет. Они все представлены в корейских и китайских онлайн-магазинах. Добывать камни могут по всему миру, а обрабатывают всегда на фабриках в Китае. Поэтому у всех камни из Китая.
Еще в России есть представительство выпускников РУДН, которые организовали здесь хорошую оптовую торговлю. С поставками проблем нет.
Конечно, есть вопрос отношения с поставщиками, их необходимо поддерживать, но в этом нет ничего необычного, так в любом бизнесе. Нас и кредитуют, когда нужно, заказывают что-то специально под нас, что-то придерживают. Поэтому, когда мы будем расширяться и выходить на международный рынок (я надеюсь, что это произойдет быстро), я думаю, мы будем все везти из Москвы, потому что здесь у нас уже все налажено.
А в Москве есть магазин сейчас?
Оффлайн-магазина пока нет. По стратегии, которую мы приняли, когда открывались, нам сперва необходимо набрать определенный поток людей из интернета, а потом уже вкладываться в полноценный магазин.
Но мы приглашаем клиентов в офис, в наш «мобильный шоу-рум» — можно прийти, посмотреть и все примерить. То, что у нас есть на сайте — это далеко не весь наш ассортимент. Мы не успеваем отснять все изделия, новые модели у нас появляются каждую неделю. Вот сейчас наняли фотографа, который будет приезжать и все оперативно фотографировать, чтобы мы могли размещать в интернет-магазине. Мы также работаем над возможностью конструировать изделия, чтоб клиенты могли в режиме онлайн собрать украшение из предложенных элементов.
Какая модель сейчас самая популярная?
Сейчас популярны кисточки, причем самые длинные. А если говорить про модели, то «Прима» — наш главный хит.
Мне еще хочется поговорить про тот «вау-эффект», который произошел на маркете. А вот как бы вы описали своих клиентов?
Конечно, в основном к нам приходят девушки, которые хотят выделиться, купить что-то оригинальное, да еще и приложить к созданию украшения руку. Это достаточно яркие индивидуальности. Мы на них и ориентировались.
Ценник ограничивает аудиторию, не позволяет привлечь более молодых. Сейчас у нас средняя цена около 4000 рублей, так что в основном наши девушки 25-30 лет, которые сами зарабатывают. Но благодаря конструктору скоро можно будет сделать сережки и за 1000 рублей. Гвоздики, к примеру, стоят 500 рублей. Есть кисти за 600 рублей. Если все сложить, получится 1100 рублей.
Мы пока не достучались до парней, чтобы они брали украшения в подарок, но я надеюсь, что к Новому году ситуация изменится.
Наши клиентки и друзья рассказывают, что дарят украшения своим мамам, которые сами бы это не купили, потому что это для них слишком смелый шаг. И их мамы потом звонят и говорят: «Я хочу еще то, то и то». Они входят во вкус.
Мы надеемся, что креативные и смелые девушки привлекут более инертную аудиторию.