Дина Сагидуллина
Ювелирные украшения Himere (Москва)
В свое время я занимала довольно высокую должность, и руководитель постоянно укорял меня, что я ношу какие-то фенечки не по статусу. Ювелирных браслетов я найти не смогла, заказала золотые бусины, купила мелких камней и сделала браслеты сама — на нитке, но с золотой фурнитурой и драгоценными камнями. С этого все и началось — идея оказалась близка многим. Я хотела, чтобы украшения были повседневными, не превращали хозяйку в новогоднюю елку и подходили ко всему. Я делаю образцы, потом мы их дорабатываем вместе с мастерами — идеальная полировка и четкие грани очень важны для меня. Тираж изготавливают мастера. Колье и браслеты я собираю сама — от и до. Мое хобби стало моей работой, это и плюс, и минус. Все новые впечатления я так или иначе проецирую на украшения.
Кристина Судеревская
Мыло «Красная поляна» (Сочи)
По образованию я — магистр экономических наук, после университета пошла работать в крупный банк и через год сбежала. Мы с мужем жили в Москве и чувствовали — что-то не то… Город — это миллионы жизней, ты — песчинка. Тянуло к жизни на земле, в доме. Зимой 2006 года поехали кататься на сноуборде в Красную Поляну, увидев это место, влюбились. Цены на землю были заоблачными, и мы нашли участок в близлежащей деревне. И тут мне подарили набор натурального зарубежного мыла. Оказывается, то, чем мы мылись всю жизнь, — не мыло! Вот оно — настоящее. Я сутками изучала мыловарение на зарубежных сайтах, пробовала рецепты, выписывала книги — на это ушла пара лет. Затем я наконец-то забеременела и родила, и мы решили перебраться насовсем из Москвы в наш дом возле Красной Поляны.
Муж нашел работу, я растила малышку, но мыловарение не забрасывала. Создали бренд краснополянского мыла, и я начала варить коммерческие партии для местных банных и спа-комплексов. В первую очередь я была мамой, а мыло присутствовало как хобби. Я просто варила качественную продукцию, и покупатели прибавлялись сами. И во второй раз стала мамой. И продолжала варить, варить и варить. Мне сильно помогает моя мама — и с малышками, и с мылом. Муж помогал в маркетинге и финансово, если кто-то из сестер и подруг приезжал в гости, они были обречены на помощь, работы всегда было море, особенно с упаковкой.
Печатали этикетки на крафте, вручную их вырезали и клеили на бутылочки с шампунем. Все производство было расположено дома, мыло нас постепенно вытеснило с первого этажа. А потом муж ушел с работы, и мы стали настоящей семейной компанией. С этого года наш коллектив расширился, добавились в команду еще 3 человека, бабушки периодически помогают. В этом году сбылась наша мечта — мы построили экогостиницу, на первом этаже находится наша мыловарня. Как это все раньше вмещал наш дом? Для всех загадка!
Алина Лиденез
Аксессуары «Серьезные намерения» (Москва)
Когда я запускала Serious About, в 2011 году, слова «стартап» еще никто не слышал, поэтому называлось это просто — малое предприятие. Мы с другом учились на дизайнеров-графиков, наш бюджет составлял 1500 рублей, и у меня были идея и мотивация. Осознание отсутствия каких-либо преференций и фор плюс желание сделать ручкой серому офису подвигли меня на многие трудности. И до сих пор это дает мне сил развиваться. Когда у тебя есть строго оформленные и закрепленные мысль и стратегия, можешь спокойно начинать свое дело. Мысль была создавать суперпростые, супердешевые, одноразовые аксессуары. Недорогие вещи, которые сегодня надел, а через пять минут, под настроение, поменял, но при этом очень качественные, продуманные до мелочей.
Я очень долго оттачивала сайт. При том что на нем сейчас нет прямого интернет-магазина, он приносит ощутимую прибыль. Каждый день уделяю время, чтобы что-то заменить или усовершенствовать. За сайтом идет продвижение в старых добрых соцсетях. И, разумеется, упаковка. Подача — это 90% всего дела. Мы разработали уникальную упаковку: кольца можно мерить прямо в ней. Со временем приобрели настоящий промышленный станок — и у нас появилась новая опция: делаем гравировку любого вашего пожелания на упаковке.
Мы лично доставляем товары бесплатно на любую станцию метро, сразу отвечаем на все письма и вопросы. И каждый раз, когда кто-то радуется очередным колечкам, я радуюсь вдвойне. Сейчас производство и мастерская — это моя же съемная квартира, вся выкрашенная в черный цвет, в ней есть станок, покрасочная камера, склад краски и инструментов, друг на подхвате и любимая собака Перец. А из окна видно иранское посольство.
И мне чрезвычайно интересно самой: как это все превратится в большую мастерскую или даже сеть магазинов.
Дмитрий Назаров
Предметы из дерева Sawdust (Москва)
instagram.com/sawdustgoods
По специальности я — инженер, по профессии — редактор онлайн-журнала, а вне работы, получается, ремесленник. С утра иду в офис, а вечер и выходные провожу в опилках и стружке. Собственно, sawdust — это и есть опилки по-английски.
Ручным трудом я занимался всегда в том или ином виде. В какой-то момент решил попробовать поработать с деревом: купил простейший инструмент, смастерил доску и ложки из ореха. Удивительно, но с певого раза получился довольно приемлемый результат, так что я решил продолжить, но уже с более серьезным подходом. И тем не менее те два первых предмета мне до сих пор кажутся непревзойденными и нравятся больше других. Жаль, не сохранил на память, остались только фото где-то на дне ленты Инстаграма.
Работаю уже около года, один. За это время перебрался в собственную мастерскую, обзавелся профессиональным оборудованием, наладил регулярные продажи и теперь кроме каких-то простых бытовых и кухонных предметов, поставленных на поток, осваиваю более масштабные и интересные объекты — мебель, настенные панно, скульптуры.
Я работаю с рядом магазинов в Москве и Петербурге, сделал несколько больших заказов. Но бизнесом пока всю эту затею назвать не решаюсь, скорее это любимое хобби, которое кроме прочего приносит ощутимый доход.
Ольга Добычина
Семейная пекарня «Батон»
Наш бизнес про семью, друзей, любовь к людям, путешествиям и хорошему хлебу. Мы — это 2 семьи, наша и наших близких друзей. Мой папа — генеральный директор и партнер, муж занимается организационными вопросами и командой, младший брат варит кофе, я отвечаю за маркетинг, PR и все публичные активности. Вторая семья — Роман, Анастасия и их прекрасные трое детей! Роман — специалист по оборудованию и инженерии, Анастасия знает все про рестораны. Так что в плане компетенции у нас команда мечты.
3 года назад в разговоре с другом я в шутку сказала: «Мы будем печь хлеб», — и забросила мысль в Космос. Она ко мне вернулась сейчас проектом БАТОН.
Печь хлеб — это адский труд: чтобы утром вы могли купить свежий батон, кухня работает круглосуточно в две смены. Мы сами выбираем рецепты — открываем коробку с детскими воспоминаниями и перебираем впечатления из путешествий. Исконный рецепт бородинского хлеба нашли в Спасо-Бородинском монастыре, первые в Москве стали делать бриошь на вынос, выпекаем ром-бабы и ватрушки, которые похожи по вкусу на те, из детства, калорийную булочку — такие в советские времена давали на завтрак со стаканом кефира на фабриках. Считалось, что до обеда рабочий будет сыт.
Сейчас я осознала: все, что делала до этого, все проекты, которые реализовала, все люди, которых встретила, весь этот огромный и важный капитал, который накопился именно для того, чтобы в БАТОНе все было хорошо. Хлеб — это волшебство, доброе, вечное.
Алена Селезнева
Надя Зотова
Текстиль Rubus Idaeus (Москва)
Алена: История Rubus Idaeus началась, как поиски философского камня у средневековых алхимиков. С одной стороны, абсолютно случайно, когда я, инженер по образованию, решила отойти от серьезной работы и попробовать смешать квасцы с тем, что было под рукой — золой, чередой и ржавыми гвоздями. А с другой стороны прошли долгие годы работы, экспериментов, поисков разных вариантов составов, которыми можно окрашивать шелк и лен, получая невероятные цвета и оттенки из всего,что растет. Потребовалось несколько лет,чтобы понять какие растения пригодны для отпечатков,с какими составами они сочетаются,как лучше закрепить результаты. Но все так бы и осталось на уровне эксперимента, если бы залежи цветных шелков у меня в мастерской не увидела Надя Зотова, дизайнер интерьеров, которая сначала примерила отрез на юбку, а потом придумала сшить шторы,подушки,пледы. Первая коллекция текстиля для дома получила название «Алхимия» — шторы густого черничного цвета и подушки с отпечатками листьев гортензии.
Руслан Шерифзянов
Михаил Жаглин
Керамика Redneck (Москва)
Я — керамист во втором поколении, мой отец — скульптор-анималист, я с шести лет помогал ему в мастерской на «Бабушкинской». В декабре 2012-го мы с Михаилом, моим сокурсником по Строгановке, решили заняться керамикой. Практически воплотили наши идеи, когда нас пригласили поучаствовать в маркете на «Флаконе», — за две недели сделали коллекцию. Потом выставлялись в ТЦ «Москва», обрастали контактами, получили большой заказ на лампы: за месяц сделали 52 штуки. Мы были поражены, как быстро, буквально за пару месяцев, нашлись заказчики, обратная связь, конечно, очень вдохновляет. Я занимаюсь керамикой каждый день и занимаюсь только ею — закупаю глину, работаю в мастерской, общаюсь с заказчиками.
В основе предметов Redneck — японская пиала, ее пропорции и эстетика. И нам хотелось, чтобы в нашей посуде было напоминание о земле, «деревне». Так возникло название Redneck (в пер. с англ. «деревенщина») — это и о фермерах, и о красной глине, с которой мы работаем. Природная тема, в общем.
Свое дело требует полной на нем концентрации. Близкие поддерживают первое время, но в какой-то момент ты начинаешь пропадать из поля зрения — это сложно.
Реализация продукта — очень важно. Для нас было принципиально начать дело без кредитов или заемов, чтобы не зависеть от процентов и сроков, творить в собственном ритме. Поэтому сейчас мы постоянно в поиске точек продаж, покупателей и заказчиков. Без продаж не будет возможности воплощать свои планы, делать новые коллекции — реализовывать себя уже как художника. Но по-настоящему проект заканчивается тогда, когда заканчивается мотивация. У меня в голове мастерская в Италии. И все отлично, но для этого нужно много пахать — здесь и сейчас.
Анна Филатова
Игрушки ForestMisha (Пенза)
annapavlovna_ru.livejournal.com
Любовь к рукоделию я унаследовала от мамы и бабушки. Изучала дизайн костюма в Школе искусств, участвовала в конкурсах и выставках со своими игрушками, искала вдохновение и свой стиль.
8 лет назад создала домашнюю студию, где разрабатываю дизайн будущих игрушек, создаю шаблоны и тестирую их. Я работаю только с натуральными материалами — хлопок, шерсть, древесная шерсть, опилки и т.д. Моя мастерская — небольшая светлая комната с рабочим столом и стеллажами из Ikea, в коробках и ящиках много сокровищ: ткани, пуговицы и найденные на барахолках очень нужные предметы, книги о дизайне игрушек и детские книги, гербарии, банки с ракушками… Я люблю свою мастерскую, свою работу и вид из окна — каждый день вижу лес, не парк, а именно лес, прекрасный в любое время года.
Над проектом Forestmisha мы работаем втроем: я, моя сестра Катерина и детский иллюстратор Мила. Вдохновение мы ищем в окружающей нас природе — лесе, земле, растениях и цветах. Часто на создание эскизов и иллюстраций нас вдохновляют сами дети. Мы прошли большой путь, чтобы прийти туда, где мы сейчас. На создание игрушек Forestmisha — медведя, зайца и совы — ушло больше года. Бизнес — это совсем не просто и не быстро, нужно быть готовым к тому, чтобы самостоятельно выполнять все задачи. Быть дизайнером, фотографом, бухгалтером, работать с покупателями. Все заработанное мы вкладываем в развитие, а сочетать творчество и финансовый расчет, думаю, одному человеку не под силу, только членам одной команды с четким распределением обязанностей. Я работаю большей частью с зарубежными заказчиками, многие из них являются коллекционерами игрушек или покупают их для своих детей, есть заказы небольших магазинов и приглашения в компании в качестве дизайнера.