Какая музыка может объединить разные поколения? Для фестиваля
«Seasons в Хохловке» мы собрали десять групп, в которых играют и поют музыканты из разных поколений, которые пишут разную музыку, живут в разных городах, однако их легко можно представить в одном плейлисте. Возможно, плейлист нашего летнего фестиваля станет вашим спутником на это лето.
Группа 3000K
Первая информация, которую группа о себе сообщает: ее создали кандидат технических наук и современный художник. Вот откуда название «Три тысячи кельвинов» и концептуальные обложки релизов. Александр Кошелев и Никита Семенов играют мрачноватый синти-поп, ускорив который, можно было бы получить группу «Технология» – благо, вокал Никиты Семенова почти в том же регистре. Впрочем, «3000K» могли бы обойтись и вообще без вокала: самый приятный их трек «Осень» – почти бессловесная построк-композиция. Впрочем, на единственном EP группы всего четыре песни, так что судить о чем-то пока рано. Сами музыканты говорят, что перемещаются от рока к электронике, заимствуя много от постпанка и шугейза, и мечтают сыграть на одной сцене с Дельфином. Что и сделают 27 июля, открыв музыкальную программу первого дня фестиваля Seasons.
Твое далеко
Вот уж кто действительно похож на упомянутую выше «Технологию». Авторы довольно грандиозной поп-строчки «Позови, позови меня на танцы/ Я буду стесняться, буду стесняться» родом из Красноярска, недавно перебрались в Москву, и собирают восторженные залы поющих хором девочек везде. Соединение легкомысленных мелодий с холодным мужским баритоном, тексты от женского лица, ретро-флер – все это создает пространство для постиронии образца 2019 года. Но и для серьезного разговора тоже есть время: чего стоит фраза «молодость ищет тела границы» – практически слоган поколения. Ну и нельзя не упомянуть сексапильность фронтмена группы, причем не только когда он переодевается в женщину в клипе «Мальчик», но и на сцене. Этот тот случай, когда синти-поп в живом исполнении выдает настоящую рок-энергию. «Твое далеко» – очевидно, новые кумиры российской инди-поп-сцены и герои двадцатилетних.
OQJAV
Чаще, чем меняет состав, OQJAV снимает только клипы. Причина – неугомонная артистическая натура лидера группы – Вадика Королева, который, кажется, интересуется всем: современной поэзией, театром, литературой, танцем. В своем фейсбуке Королев предстает эдаким жизнепоэтом, сочиняя гиперреалистичные рассказы про своих знакомых с абсурдистскими диалогами. Что касается состава группы и коллабораций, OQJAV привлекает самых талантливых: от Кати Павловой («Обе Две») и Данила Шайхинурова («Мы») до пианиста и музыкального эрудита Ярослава Тимофеева. Интересно наблюдать, как взрослеет звук группы и обрастает интеллектуальным контекстом ее презентация. При этом происходит все это без ущерба современности – среди поклонников OQJAV по-прежнему много совсем юных людей.
«Сансара»
«Сансара» не стесняется бить наотмашь – сочинять стадионные хиты с раскатистыми припевами. Будь они англичанами, звались бы Coldplay. Но «Сансара» – по-настоящему русская группа и вряд ли нашла бы признание среди тех, в кого никогда не попадала бацилла «Нашего радио» или группы «Кино». Примерно каждая вторая песня группы звучит как потенциальный радиохит, и за более чем двадцатилетнюю историю группа написала их предостаточно. Но рассвет «Сансары» пришелся на то безвременье, когда значение имело «уже не радио, но еще не интернет». Поэтому сейчас это стадионная группа – но без стадиона. Тем приятнее поклонникам – на концертах царит атмосфера вечно молодого рока. А признание приходит, например, из хорошего авторского кино: в фильме Бориса Хлебникова «Аритмия» звучит песня «Облака». А еще Гагарин как песенный поэт повлиял на целую плеяду молодых музыкантов – порой совсем неочевидных: от Кати Павловой («Обе Две») до Феликса Бондарева (RSAC).
Дельфин
Вершина русского трипхопа – альбом «Звезда» вышел в 2004 году, и до сих пор каждый трек оттуда звучит актуально и свежо. В тот год «Дельфин» моментально стал классикой и остается ею до сих пор, при этом не закосневая и не уходя в тень. Если при упоминании имени «Дельфин» у вас в голове не звучит надломленное «мы обязательно встретимся, слышишь, меня прости», значит, вас не существовало в начале нулевых. Но есть шанс восполнить пробел. Сегодня Андрей Лысиков по-прежнему виртуозно соединяет стихи и музыку, уделяя внимание даже сочетаемости собственного тембра и инструментов. На альбоме 2018 года «442» все песни названы трехзначными числами – такая концептуальность как будто подчеркивает равнозначность всех треков и вызывает ассоциации с военными наименованиями. Антивоенный пафос релиза подчеркивали критики, назвавшие эту работу лучшим русскоязычным альбомом 2018 года. Команда музыканта обещает перформанс, выстроенный по всем правилам театрального действа.
GNOOMES
Пермские краут-рокеры, регулярно гастролирующие по Великобритании и выступающие на московском фестивале «Боль» – который, как известно, про все модное и молодое. Это тот случай, когда музыканты из России становятся едва ли не более востребованы на Западе, чем в России – во всяком случае зарабатывают там больше. Звучание у Gnoomes интернациональное и английского языка, если кто его не любит, в песнях немного. Слова тут не так важны, суть в звучании: такое внимательное отношение к записи и синтезаторам можно обнаружить только у совсем замороченных саунд-артистов. Неудивительно, что британcкий лейбл Rосket Recording сразу же распознал самородков, хотя сами музыканты говорят о контракте с англичанами как о чуде. Из Перми не уезжают, а наоборот – фасилитируют пермскую музыкальную культуру: проводят Gnoomes Fest, на который привозят британские и русские группы. «Прямо сейчас мы замечаем, как ситуация в России начинает меняться, появляются промоутеры, лейблы, букинг-агенты, классные площадки для выступлений, это дает возможность слушателям развиваться, и это не может не радовать нас», – говорят музыканты.
«НААДЯ»
Выверенное электронное звучание, безупречный вокал, лаконичные умные тексты – Наадя делает идеальную музыку, и вряд ли на свете есть человек, который может предъявить ей хоть какие-то претензии. Последний альбом «Осколки» слушается на одном дыхании и не успевает надоесть – он с одной стороны затягивает в медитацию, так как все песни очень спокойные, с другой – каждый раз предлагает твоему вниманию удобную точку для фокусирования. Отдельного внимания заслуживают тексты. Надежда Грицкевич представляет замечательный женский образ – внешне спокойная и уверенная, почти непроницаемая, в песнях она произносит вещи, одновременно рациональные и страстные: «мне не нужна половина, я себя чувствую целой вполне, / но ты нравишься мне».
Альбомом, который вышел в 2018 году, Алина Орлова закрыла свой «юношеский цикл», и кажется, предлагает и своим поклонникам сделать то же – попрощаться с ней юной. Во всяком случае, на альбоме Daybreak слышно, куда сворачивает певица – в ее песнях появились более взрослые вокальные модуляции и почти шансонные – в хорошем классическом смысле – интонации. А также стихи Анны Ахматовой, Теннесси Уильямса и Даниила Хармса. Ощущение, что певица звучит с театральных подмостков, а не со сцены клуба. Неудивительно, что Алина Орлова меняется: с тех пор, как хрустальный голос кудрявой красавицы за роялем поразил всех в Литве, России и Европе, прошло уже десять лет. За это время были небольшие отступления от акустического, беспримесного звучания – в альбоме «88» было много электроники, например – но в целом обаяние певицы строилось на чистоте голоса, прозрачности мелодий и красоте рояльных паттернов. Алина говорит, что будет меняться. Но пока выйдет на фестивальную сцену одна и исполнит новые и старые песни за роялем – то есть выступит в том хрупком образе, за который мы ее и любим.
Zventa Svetana
Электронный фолк-проект вокалистки Тины Кузнецовой и бывшего участника «Гостей из будущего» Юрия Усачева – пожалуй, лучшее, что есть сегодня в этом направлении. Примечательно, что фолк-музыка Zventa Sventana, в которой используется в том числе и пермский фольклор, прозвучит на территории архитектурно-этнографического музея «Хохловка», хранящего те же традиции. Проект Zventa Sventana долго набирал силу и вышел на новый уровень благодаря коллаборации с Иваном Дорном. Клип на их общую песню «Мужа дома нету» стал событием весной 2019. Поклонники обоих артистов сочли видео смешным и стильным, и согласились, что под эту музыку – «народный хаус» – невозможно усидеть на месте. Одноименный альбом был презентован в «Вечернем Урганте», где Zventa Sventana показали, как может звучать фолкхаус вживую. Если хотите потанцевать и оторваться, не пропустите этот сет.
ZEROLINES & Олег Нестеров
Zerolines – новый проект Олега Нестерова («Мегаполис»), который он сам определяет как «проект интуитивной музыки». Что это означает, лучше всего поймут те, кто услышит все вживую, но знатоки отсылают немного немало к Штокхаузену, а Олег Нестеров говорит так: «Самая красивая музыка это та, которая приходит прямо в сердце. Душа разговаривает с нами голосом интуиции, а интуитивная музыка это то, на что настраивается наша душа, помимо наших мыслей и воли». Альбом Zerolines доступен для скачивания: это найденное несколько лет назад Нестеровым деликатное звучание, соединяющее пульсирующие гитары и расслабленную речитативную манеру исполнения текстов. Только в этом релизе есть еще и абсолютно выдающиеся вещи вроде трека «Ангелы», в котором происходит нечто совершенно иное. А именно – поют ангелы. Музыканты выбирают необычные места для выступлений: например, осенью они отыграли концерт в Московском планетарии – на купол проецировалось специально созданное видео. «Концерт года», – написал критик Алексей Мунипов. «ZEROLINES уходит в небо, окончательно тает в эфире, причем самым завораживающим образом. Композиции не то чтобы развиваются, а словно тянутся из ниоткуда в никуда, примерно как облака по небу» (Colta.ru). Волшебное соединение места, времени и видео должно сработать и в красивой вечерней Хохловке.