Автор курса «Креативный взрыв» в Школе Seasons Ольга Батурина рассказала, что такое креативность, почему все люди могут придумывать, и как сделать первый шаг навстречу творчеству.
Что такое креативность
С самого детства, когда ты еще ребенок и только начинаешь изучать мир, все вокруг удивляет. Обычные вещи он воспринимает как отдельные волшебные миры, ему все вокруг кажется загадочным и интересным! Так происходит, потому что в детстве у нас еще нет определений, объяснений тем или иным вещам. И в этом состоянии как раз креативное мышление преобладает над логическим. Креативное мышление — наш фантазер, изобретатель, наблюдатель, мечтатель, иллюзионист! Оно полно ассоциаций, по-новому соединяет образы, создавая свою реальность.
фотографии с курса «Уроки креативности»
Автор Виктор Саламатов
Творчество или логика
С возрастом креативное мышление уступает место логическому, которое живет по устойчивым, понятным законам. И всё неизвестное воспринимается логическим мышлением как опасное и неправильное.
При этом в каждом из нас есть творческое начало, но не всем удается сохранить с этим началом крепкую связь, став взрослым. Нам кажется, что мы уже все знаем о мире, в котором живем. Небо голубое, трава зеленая. Все понятно, обычно и предсказуемо. День за днем мы следуем логике, живем по известным законам. А наши внутренние ограничения не допускают даже мысли о том, что мы талантливы. На наше желание заняться творчеством логический ум отвечает: «Да ну перестань! У тебя не получится! Уже поздно, и ты вообще не творческий человек!».
Убрать страхи
Часто мы ссылаемся на нехватку времени, сил, вдохновения или чего-то еще. Но причины на мой взгляд, находятся глубже. И главная из них это, конечно, страх. Страх, что наша идея недостаточно хороша и оригинальна. Страх, что нам не хватит времени на ее воплощение и терпения — закончить.
А если не поставят — значит, им не понравилось? Страх, что сделанная работа будет лежать в столе. С одной стороны, мы боимся провала, но интересно, что не меньше мы опасаемся успеха: «А если мой проект взорвет публику, значит мой следующий шаг должен превзойти предыдущий? Я теперь обязан быть гением?»
Страхи, которые мешают художнику начать или продолжать творить, можно перечислять бесконечно. Они накладывают в свою очередь на автора тяжелый эмоциональный груз, с которым не то что творить нелегко, с ним вообще жить тяжело. Человек тратит на свои переживания все свои силы и энергию.
Вспомните себя в детстве. Ребенок захвачен процессом игры, придумывания — и все получается.
Так вот, я считаю, что очень важно эту игру в своей работе сохранить. Отбросить все страхи, обиды, контроль и поиграть!
фотографии с курса «Уроки Креативности»
Автор Виктор Саламатов
Научиться слышать себя
В первую очередь нужно научиться прислушиваться к себе, доверять своим чувствам. И не бойтесь сделать что-то неправильно! Спросите себя: «Чем мне по-настоящему хочется заняться в эти выходные?», «На какой фильм или выставку я хочу сходить?», «Есть у меня любимые места для прогулок?», «Какие художники меня вдохновляют?», «Какой мастер-класс мне было бы интересно посетить?». Идите за своими желаниями, а не только за желаниям друзей или семьи. Так вы начнете приближаться к себе, лучше понимать себя, принимать, доверять и постепенно открываться творчеству.
стиль и фото Ольга Батурина
сентябрь/октябрь 2014 Seasons of life
Наблюдать мир вокруг себя
Обращайте внимание на самые мелкие детали, на самые неприметные на первый взгляд предметы.
Вот вы, например, находитесь в офисе на своем рабочем месте. Напишите, какие вещи находятся вокруг вас в этом пространстве. Особенно те, которые не сразу заметны глазу. Можете их зарисовать. Сделайте рисунок или фотографию этого места. Какая в этом месте цветовая гамма? Составьте его палитру. Какие там текстуры? Опишите его. А как оно выглядит со слов другого человека?
Понаблюдайте за людьми. Какие они? О чем они думают? Зарисуйте их. Есть ли запахи в этом месте? Важно научиться остро воспринимать окружающий мир, включать все наши органы чувств.
Исследуйте мир вокруг себя, наблюдайте, замечайте, документируйте, зарисовывайте. Интересно всё вокруг: трещинки на асфальте под ногами, текстура облупленной краски на заборе, пролетающие рисунки из облаков, тени, блики, свет, кляксы, кора деревьев. Все! Нужно забыть, что мы знаем, что дерево – это дерево, и начать смотреть на мир так, будто мы его раньше никогда не видели! С интересом и удивлением. Это даст волю вашей фантазии и освободит мышление от стереотипов.
Le Picnic from Olga Baturina on Vimeo.
Расскажу, как я придумывала ролик для «Ле Пикник». Это дизайн-маркет, объединяющий разных молодых дизайнеров, создающих свои уникальные вещи: одежду, обувь, украшения, аксессуары и другое. Идея ролика заключалась в том, чтобы передать атмосферу самого маркета и при этом показать, что там можно найти. Я решила эту задачу, объединив десять коротких историй об участниках маркета в одну. Мне не хотелось показывать продукт каждого участника напрямую, «в лоб», поэтому я выбрала абстрактную визуальную форму. Приготовление яичницы на пластинке, улетающие в небо фрукты, лошадиная голова — все это приходит в голову не во сне, а от «погружения» в предмет, его исследования со всех сторон, что позволяет комбинировать вещи между собой и придавать им другую функцию и облик.
стиль и фото Ольга Батурина
январь/февраль 2015 Seasons of life
Вдохновляться искусством
Книги по дизайну, иллюстрации, выставки художников — все это ресурс для развития креативного мышления. Так мы обогащаем себя, пополняем копилку визуальных и эмоциональных впечатлений. Что очень помогает в работе над своим проектом. Интерес ко всем существующим культурным, визуальным направлениям, независимо от того, кем вы являетесь в данный момент: иллюстратором, декоратором или даже танцором, дает вам пищу для размышления.
Театр, танец, музыка, костюм, перформанс, скульптура, иллюстрация, дизайн, даже физика и химия могут привести к оригинальным творческим решениям. И конечно же, чтобы запустить творческий поток, в рабочем процессе всегда должно быть место для игры.
Один или в команде
Можно, конечно, творить и самостоятельно. Это кому как удобнее. Некоторые учатся по вебинарам, а я вот лично не могу, например, заниматься йогой дома. Мне важно место, где это проходит, энергия учителя и всего зала. Так занятие проходит совсем иначе.
Также и в любом другом обучении. Атмосфера, личный контакт с учителем и всем коллективом — это совершенно неотъемлемая часть в любой работе. Обучаясь самостоятельно, ты не всегда следуешь плану, забываешь, отвлекаешься, откладываешь на потом, оттягиваешь, ссылаясь на лень.
Когда же ты работаешь в команде, ты на деле видишь результаты своей работы и работы других, происходит обмен идеями и опытом между участниками. Выполняешь практические задания, не откладывая, заряжаешься энергией, находишь близких по духу людей. И это дает другой результат!