30 января в российский прокат выходят «Маленькие женщины» — восьмая полнометражная экранизация программного романа Луизы Мэй Олкотт о четырех сестрах во времена Гражданской войны в США. В Америке картина вышла еще в декабре и попала в список десяти лучших фильмов 2019 года по версии журнала Time. В ожидании российской премьеры предлагаем посмотреть еще три экранизации о ярких женщинах, правда, сериальные.
Дикинсон
Формально «Дикинсон» пересказывает историю жизни американской поэтессы начала XIX века Эмили Дикинсон, но это не та архаичная биография, к которой мы привыкли. Сценаристка шоу Алена Смит буквально придумывает жанр биографии заново — традиционная историческая драма в ее руках превращается в психоделическое, остроумное и роскошно детализированное шоу, где персонажи, хоть и одетые в исторические костюмы, выглядят необычайно современно, а за кадром звучат Нога Эрез, Дэмьен Райс, Carnage и Билли Айлиш.
Стирая границы между фантазией и реальностью, Смит рассказывает об Эмили так, будто она сама — стихотворение.
Современный язык шоу сочетается с выверенными деталями. Обои для дома Эмили в Анхерсте заказывали во Франции на ремесленном предприятии с трехсотлетней историей, сшитые вручную костюмы моделировали по лекалам XIX века, а часть съемок проходила на территории воссозданной исторической деревни Олд-Бетпейдж-Виллидж на Лонг-Айленде. Этот коктейль должен вдохновить зрителя на переосмысление личности Эмили Дикинсон как современной феминистской иконы — женщины, которая и два столетия назад отказывалась следовать общепринятым правилам; целовалась с девчонками, переодевалась в мужской костюм, чтобы послушать лекцию вулканолога, и шокировала окружающих тем, что всерьез заявляла о себе как о поэте. Словом, не боялась быть странной, дикой, другой.
Первый сезон «Дикинсон» — 10 эпизодов по 30 минут — можно посмотреть за выходные, шоу уже продлили на второй сезон.
Моя гениальная подруга
«Моя гениальная подруга» — первая и лучшая книга из четрехтомного «Неаполитанского квартета» писательницы-мистификатора Элены Ферранте. Одноименный сериал-экранизацию снял HBO, и это, кстати, первый случай, когда они рискнули сделать шоу не на английском, а на итальянском, точнее, на диалекте Неаполя, где выросли главные героини.
В центре сюжета — две девочки из одного неаполитанского квартала: белокурая застенчивая Лену и дерзкая Лила. Лиле все дается легко — она с лету запоминает латинскую грамматику и быстро считает в уме, — и Лену смотрит на подругу снизу вверх, будто бы не замечая собственных достоинств и качеств. Со временем ей предстоит понять, что ничто и никому не дается легко, а за напускной самоуверенностью может стоять банальная зависть. А еще — что у каждого свой путь, и глупо пытаться прожить чужую жизнь.
Громадное достоинство сериала — блестящий актерский состав (для юных Элизы дель Дженио и Людовика Насти это первая роль, но химию в этой паре чувствуешь кожей), и предельно внимательное отношение к первоисточнику. Пронзительную историю про дружбу без прикрас шоураннеры HBO (продюсер шоу — сам Паоло Соррентино) переносят с буквальной точностью, щепетильно расставляя акценты в нужных местах — получается образцовая экранизация с единственным недостатком. Серии выходят раз в неделю, а учитывая, что романы Ферранте — образец запойного чтения, ждать их очень мучительно. Первый сезон, впрочем, уже можно посмотреть целиком, а второй — по второй же книге серии, «История нового имени», — стартует 1 февраля.
Я люблю Дика
«Я люблю Дика» — сериал Amazon, основанный на одноименном романе американской художницы и писательницы Крис Краус. Формально это история женщины, которая влюбилась в успешного профессора и начала (сначала вместе с мужем, а потом одна) писать ему письма, а на самом деле, конечно, не ему, а себе. На деле — очень тонкий и ироничный автофикшн-роман, нечто среднее между современной литературой и художественной критикой — редко когда можно увидеть, чтобы об искусстве писали с такой страстностью.
Мысль разгоняется до таких частот, что она становится чистым чувством.
Учитывая эпистолярную структуру текста — роман состоит из писем, которые Крис пишет Дику, хотя тот на них не отвечает, — и хаотичный ритм, когда одна мысль вдруг перескакивает на другую, экранизация сама по себе была вызовом. Режиссером шоу выступила Джилл Солоуэй и с задачей справилась. За иронию и мрачноватый юмор ее называют новым Вуди Алленом, но ее «Я люблю Дика» — это Аллен шиворот-навыворот, а еще предельно честная история о том, что все, что мы ищем, берет начало, прежде всего, в нас самих. Несмотря на теплые отзывы критиков, сериал закрыли после первого сезона — хорошо, что у нас есть книга.