Органист, коллекционер и поклонник авто: штрихи к портрету Ремарка

Накануне 127-го дня рождения Эриха Марии Ремарка, делимся малоизвестными фактами из жизни одного из главных писателей XX века.

Ремарк был учителем музыки и органистом

С детства Ремарк увлекался музыкой. Эту любовь и другие будущие интересы писателя привила ему мать, Анна Мария Ремарк. Она же научила играть мальчика на фортепиано.

Когда Ремарку было 17 лет, набожные родители отдали его в католическую учительскую семинарию. Во время учебы юноша продолжал заниматься музыкой. После окончания Первой мировой войны Ремарк работал учителем игры на фортепиано, органистом католического собора, а по воскресеньям играл в клинике для душевнобольных (эти эпизоды Ремарк также изобразил в «Черном обелиске»). Однако музыкой он занимался недолго.

Ремарк с сестрами в детстве

Ремарк работал журналистом и редактором газет

После войны Ремарк сменил множество профессий. Будущий писатель побывал продавцом надгробий, книг, рекламным агентом. Однако его все равно тянуло к работе со словом. Австрийский писатель, драматург и журналист Стефан Цвейг посоветовал Ремарку попробовать себя в журналистике.

В Оснабрюке Ремарк начал писать театральные рецензии для двух газет. В 1921 году он откликнулся на вакансию автора в новом ганноверском журнале «Эхо Континенталь»,и был принят, впоследствии Ремарк занял должность редактора.

Позднее он познакомился с дочерью издателя популярного немецкого журнала «Шпорт им бильд» (пер. – «Спорт в иллюстрациях»). В 1925 году Ремарк перебирается в Берлин и становится редактором этого издания о спорте.

В 1921 году Ремарк «сменил» фамилию

Письмо Ремарка для «Эхо Континенталь» значимо по двум причинам: он не только стал журналистом, но и впервые использовал имя Мария (вместо Пауль), а также изменил написание фамилии с немецкого Remark на французское Remarque.  

Существует версия, что Ремарк лишь восстановил оригинальное написание. Возможно, предки писателя бежали из Франции во время революции и сменили фамилию на немецкий лад.

Ремарк мог получить Нобелевскую премию

Ремарк дважды был номинантом на Нобелевскую премию. Впервые в 1929  — за достижения в области литературы. Однако премию получил Томас Манн за роман «Будденброки».

В 1931 Ремарка номинировали вновь, но уже на Нобелевскую премию мира за антивоенный роман «На Западном фронте без перемен». Против номинации Ремарка выступила Лига германских офицеров. По ее заявлению, книга Ремарка порочила честь немецкой армии. Самого писателя обвинили в предательстве национальных интересов. В итоге Нобелевский комитет снял кандидатуру Ремарка. 

Роман «Искра жизни» Ремарк посвятил своей погибшей сестре

В роман «Искра жизни», который вышел в 1952 году, Ремарк изобразил жизнь пленных концлагеря, которые, несмотря на окружающий их ужас, стараются сохранить надежду.

Свой роман Ремарк посвятил сестре, Эльфриде Шольц. Она, как и ее брат, придерживалась антинацистских взглядов. В 1943 году Эльфриду обвинили в «возмутительной лживой пропаганде в пользу врага» и «подрыве обороноспособности страны».

В том же году ее казнили. За содержание Эльфриды в тюрьме, судопроизводство и казнь ее старшей сестре Эрне отправили счет на сумму 495 марок и 80 пфеннигов. О гибели сестры Ремарк узнал лишь после окончания войны.

Ремарк коллекционировал произведения искусства

Одной из первых картин в коллекции Ремарка стала «Три танцовщицы» Эдгара Дега. После знакомства с Вальтером Файльхенфельдтом, будущим лучшим другом писателя, Ремарк все больше начал погружаться в мир изобразительного искусства. 

Писатель скупал специальную литературу, изучал историю и теорию, а в качестве практики — собирал статуэтки и вазы древних цивилизаций. Новый друг, которого Ремарк кратко называл «Файльхен», находил для него работы импрессионистов. В коллекции писателя появлялись полотна Моне, Писсарро, Сезанна и Ренуара.

Особое место в коллекции Ремарка занимал «Железнодорожный подземный переезд в Арле» Ван Гога. Эту картину писатель постоянно брал с собой при переездах и вешал на самое видное место.

Винсент Ван Гог. Желознодорожный мост на авеню Монмажур

Коллекционировал Ремарк не только полотна, но и бронзовые статуэтки и вазы мастеров древнего Египта, Китая и Греции, мебель рококо, персидские ковры XVII века, венецианское стекло. Страсть к искусству сделала Ремарка одним из важнейших коллекционеров XX века.  

Ремарк купил себе баронский титул

Несмотря на то, что в 20-е годы Ремарк постоянно менял работу, он старался вести богемный образ жизни: светские встречи, романы со знаменитыми актрисами, развлечения и алкоголь.

В 1926 году Ремарк решил утвердить статус в обществе, и за 500 марок приобрел у обедневшего аристократа титул барона. Впоследствии на визитных карточках Ремарк разместил корону.

Эрих Мария Ремарк на своей вилле в Порто Ронко, Швейцария. 1950−1960 гг.

Ремарк увлекался автомобилями и гонками

В 20-е годы Ремарк работал водителем  — обкатывал новые автомобили. Во время работы в «Эхо Континенталь» (журнал издавала компания, которая выпускала шины) Ремарк познакомился с ведущими гонщиками эпохи. Они же научили будущего писателя водить машину как профи. 

В романах Ремарка тема авто встречается часто. Прототипом машины с именем «Карл» из «Трех товарищей» вероятнее всего был Mercedes-Benz S-класса. В романе «Жизнь взаймы» Ремарк изобразил судьбу автогонщика.

Эрих Мария Ремарк и его Lancia Dilambda, 1963 год.

Особую роль в жизни Ремарка сыграл автомобиль Lancia Dilambda. Его писатель называл «Серой Пумой». После прихода к власти Гитлера, именно на этой машине Ремарк бежал из Германии в Швейцарию. 

Читайте также:

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов
Нажимая «Подписаться», я даю согласие
на обработку моих персональных данных
Спасибо за подписку!
Вам на почту придёт письмо для подтверждения адреса, а дальше — ждите писем редакции. Мы рады, что вы с нами!