Непридуманные истории: что такое автофикшн и чем он важен

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Настасья Матрохина защитила диплом в магистратуре по психологии на тему «Автофикшн как опыт самопознания» и рассказывает, почему сейчас самое время обратить внимание на произведения в этом жанре.

С 13 апреля можно пройти курс «ТексТы» от редакторов Seasons Насти Матрохиной и Юли Григорьян.

Настасья Матрохина

Настасья Матрохина

Психолог, журналист

Автофикшн — литературный жанр, в центре которого герой, а не сюжет. В основу произведения ложатся реальные истории и события из жизни автора, местами художественно приправленные. Оформил автофикшн в жанр французский писатель Серж Дубровский в конце 1970-х годов (увлекательнейшим образом об этом пишет Маша Левина-Паркер в статье «Введение в самосочинение: autofiction» и рассказывает Ольга Брейнингер). А некоторые исследователи жанра с уверенностью говорят о том, что и «Евгений Онегин» — вполне себе автофикшн.

Как и другие модные явления в русскоязычной среде, жанр претерпел некоторые изменения и принял форму настолько гибридную, что в литературных кругах развязалась эпистолярная борьба: патриархи пророчат смерть литературе, если жанр таки возьмет верх над традиционной романной формой. А популяризаторы и авторы говорят о важности явления не столько для мира литературы, сколько для общества в целом. Среди них писательницы и авторы писательских курсов Ольга Брейнингер («В Советском Союзе не было аддерола») и Оксана Васякина («Рана», «Степь»). К слову, премию «Большая книга» «Рана» Васякиной получила «за преодоление жанровых границ». И это много говорит нам о том, насколько мы готовы перестать жить и творить в рамках принятой «нормы», складывавшейся столетиями, и отправиться в увлекательное путешествие на поиски своего «рецепта».

До недавнего времени массовой культурой нам насаждался образ «успешного успеха» — в картинках и историях, оторванных от действительности и исключающих проблемные, болезненные и противоречивые стороны жизни. Это породило не только массовое «потребление», но и массовое «производство» контента. И привело к противоречию и «расколу» в образе жизни, где демонстрируемый фасад не соответствует содержанию.

Автофикшн в России пишется «из точки боли», он стал голосом «меньшинства», которое не исключает из своей жизни сложности и страдания, а распознает их, осмысляет и говорит о них.

Называть вещи своими именами, делать их видимыми, приглашать к диалогу — это шаг в сторону решения проблемы. Так прерывается одиночество человека — автора и читателя, — оставленного наедине со своей проблемой, неразрешимым вопросом, несправедливостью. Это помогает увидеть Другого, отличного от тебя и в то же время в чем-то похожего.

Мы видим, как растет запрос на искренность и реальные истории. Все больше снимается документального кино и сериалов, основанных на реальных событиях. Популярные музыкальные исполнители записывают автобиографичные альбомы. В искусстве «рулит» перформанс. Как консультирующий психолог, я знаю, что индивидуальная жизнь человека по событиям, переживаниям, кризисам, по накалу страстей, уровню горя и радости может превзойти даже самого талантливого драматурга. Мы устали от вымышленных сюжетов. Кажется, мы как общество созрели для того, чтобы посмотреть на себя в зеркало. И автофикшн — это очень смелая попытка авторов, которые его пишут, честно рассказать о том, что и кого они видят. 

Анни Эрно

В 2022 году Нобелевскую премию по литературе получила французская писательница Анни Эрно, которая всю жизнь пишет о том, каково это — быть женщиной.

Особенно хочется остановиться на формулировке нобелевского комитета: «за храбрость и клиническую точность, с которой она раскрывает истоки, отчуждение и коллективные ограничения личной памяти». Пожалуй, лучше и не скажешь, в этих словах квинтэссенция автофикшн.

Храбрость — быть откровенной и уязвимой, поднимать неудобные темы и стать женщиной-автором в мире, где, по последним исследованиям, женские герои в литературе встречаются в четыре раза реже мужских.

Клиническая точность — потому что в этих вопросах нет места «воде», она неуместна, автору незачем заигрывать с читателем. Истоки, отчуждение и коллективные ограничения личной памяти — то, что мы не можем вынести за скобки, так как человеческая память субъективна, подвержена социальным «канонам» и историческому времени, а еще она может давать сбои.

Сама же Эрно в своей книге «Во власти» пишет так: «Быть может, давать названия эпизодам из собственной жизни, как в школе озаглавливают отрывки произведений, — это способ этой жизнью овладеть?» Это здорово иллюстрирует «эффект» от автофикшн для жизни автора — такой внутренний диалог помогает присвоить свою жизнь, стать ее автором, легализовать непростой и болезненный опыт и принять себя. А в «Женщине» она будто дает свой рецепт жанра: «Это ни в коем случае не биография и не роман. Возможно, нечто среднее между литературой, социологией и историей». И в этом смысле каждый из нас, кто берет блокнот и ручку, открывает «заметки» в телефоне, чтобы зафиксировать окружающую действительность и себя в ней, безусловно, возвращает себе жизнь, возвращает себя в жизнь.

Издательства, выпускающие книги в жанре автофикшн: Ad Marginem Press, No Kidding Press, НЛО, МИФ, АСТ, Сеанс

Литературные журналы, где можно почитать других и опубликоваться самому: вебзин Avtovirus, Прочтение, КЛКВМ, Пашня

С 13 апреля можно пройти курс «ТексТы» от редакторов Seasons Насти Матрохиной и Юли Григорьян.

Опубликовано в журнале Seasons of Life №66. Новые и архивные выпуски ищите в нашем магазине, на маркетплейсах и у дистрибьюторов.

Читайте также:

Материал обновлен: 19-03-2024