Арт-Нальчик: как живут независимые художники на Кавказе

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Мари Губиева
Фото предоставлены героями интервью

Поговорили с тремя художниками, членами нальчикского культурного объединения «Синдикат», Милой Хацук, Русланом Мазлоевым и Миланой Халиловой, о том, как искусство выпекается в печах ростом с человека, стоит на кухонных шкафах в Национальном музее и зачем делать выставку на болоте. 

Творческое объединение, которое организовывает художественные мастер-классы, делает выставки в местных музеях и экспериментирует с национальной культурой — последнее, чего ожидаешь от города вроде Нальчика. Но в столице Кабардино-Балкарии это все происходит органично: сильная живописная школа, пылкость адыгского характера, трагичная для региона история Кавказской войны. Практически у каждого местного художника есть кто-то старшего поколения, кем они вдохновляются и с кем общаются — знаменитая кавказская преемственность поколений, которая не мешает им говорить своими словами.

В Москве работы ребят можно посмотреть в ресторане-галерее современного искусства «‎Узоры» и андеграунд-ресторане «‎Галки».

Мила Хацук

Мила Хацук

Мила занимается керамикой уже шесть лет — шутит, что заканчивает несуществующий «‎университет керамики». Вообще она училась в Нальчике на филфаке, потом два года делала местный журнал. Муж подарил ей гончарный круг и сказал: занимайся. «‎Я тогда ничего не знала про керамику, ни как она выглядит, ни какая она на ощупь. Но я всегда любила что-то делать руками: занималась кожей, вышивала. В керамике ты либо вообще не задерживаешься, либо тебя засасывает.

Это физически тяжелый труд. Переминать глину оказалось тяжелее, чем я думала, но это очень спасает в сложные времена. Раньше у нас с Русиком и Миланой была общая мастерская, которая принадлежала университету КБГУ, потом его руководство поставило проект на паузу, и сейчас я работаю у себя в гараже. Мечтаю сделать резиденцию по керамике, как у Марины Акиловой в Пскове. Это совсем другой мир: анагама — огромная печь, в которую человек может зайти в полный рост, расставить все предметы. Но ты должен служить ей: сначала готовишь ее, потом обрабатываешь, в течении трех-четырех суток постоянно подкидываешь дрова, не можешь отойти на сон, иначе она остынет — температуру нужно поднять до 1300 градусов. Это коллективный труд, и Марина созывает керамистов — я уже так один раз ездила, и поеду еще».

У Милы звонит телефон: «‎Русик, мы девочек встретили, сейчас покормим и повезем к тебе чай пить». Как не говоря, что ты на Кавказе, сказать, что ты на Кавказе.

«‎Искусство это всегда труд, которым ты добываешь крупицы золота. Недавно была моя первая выставка в Национальном музее, а там не было тумб под керамические вазы. Говорят, нет и достать не могут. Я сняла дома со стены кухонные деревянные шкафы, покрасила их и сделала из них тумбы. Когда мама приходила на выставку, я стояла и молилась, чтобы она не поняла, что это наши кухонные шкафы.

Потом во время выставки как-то ко мне подходит работница музея и говорит: там детская группа, не пускай их. Я в шоке была, зачем я тогда эту выставку делаю?

Мне кажется, в Нальчике очень не хватает музейных пространств, культурной среды. Конечно, пока в городе не так много выставок, но только когда у нас появятся хорошие кураторы и искусствоведы, молодые художники увидят, что это кому-то нужно, и тоже начнут что-то делать. Сейчас развивают, в основном, спорт, туризм. Когда мы организовываем мастер классы, публичные мероприятия, всегда находится зритель, всегда приходят люди. В Нальчике есть такая категория людей, которые следят за тем, что происходит в городе».

12 июня в студии Seasons пройдет мастер-класс по керамике: вместе со студией MUSKAT будем вручную лепить ажурные подсвечники. Подробности и регистрация здесь

Руслан Мазлоев

Руслан Мазлоев

Руслан — член Союза Художников России, который выделил ему просторную мастерскую на первом этаже многоэтажного дома. Руслан занимается древним кабардинским ремеслом — арджаном, плетением из рогоза. Раньше по этой технологии создавали циновки, коврики. Считалось, что у каждого человека должна быть своя циновка, ее нельзя было брать в долг, на ней возносили молитву богу, а потом хоронили вместе с умершим. Кабардинцы верили, что как и рогоз, человек вышел из земли и должен возвратиться на циновке в землю. В шесть лет этому ремеслу Руслана научила мама, она тоже до сих пор плетет. Подходящий для плетения рогоз невозможно купить, так что материал он собирает сам. 

«‎На суше рогоз не растет, самый лучший материал — в болоте: чем глубже, тем лучше. Так что приходится гонять змей, пауков. После сборки материал нужно обработать, очистить от грязи. В общем, когда я беру в руки готовый материал, чтобы начать плести панно, это уже седьмой этап работы.

Красный цвет рогоза на моих панно получается, если сварить его в чае каркаде. Белый  — если материал сушить на солнце, зеленый — если в тени. Черный можно получить, если разрезать рогоз и закопать на время в болото», — рассказывает с красивым кабардинским акцентом Руслан. 

«‎Сколько бы я ни искал, не находил тех, кто занимается тем же. Ну, кроме моей мамы, но ей тоже я рогоз собираю. Возможно, это связано с тем, что это адский труд — найти хороший материал, подготовить его. Каждый день часов в 7-8 утра я прихожу в мастерскую, а ухожу в девять вечера. Все новые формы и направления, которые я делаю, нахожу путем поисков и экспериментов. Раньше я не всегда чувствовал форму, и что-то получалось только на 11-12 раз, остальное — выбрасывал.

Для всех выставок в Нальчике мне афишу и пригласительные делала Милана, а все остальное — повесить работы, что-то починить, настроить освещение и придумать логистику — этим лично я занимался. Осовременивание классики не всем нравится.

Когда я делал вторую персональную выставку, некоторые гости возмущались, что это не как раньше, так нельзя, как ты смеешь. Ну, сделаю я тысячу классических циновок, и что? Как можно делать одно и то же всю жизнь? 

Для меня, как и для каждого художника, наверное, ощущение, которое тебе дает хорошая законченная работа — как наркотик. Чувство удовлетворенности от своей работы абсолютно ни с чем несравнимо.

В кризисные моменты меня всегда спасал гобелен, а еще сейчас мне очень помогает то, что я преподаю студентам в университете. Я никогда не работаю по программе, я исхожу из того, что им интересно. Когда ты к каждому подходишь, стараешься тронуть его и найти подход, это тебя самого спасает.

Как-то у меня спросила знакомая: «‎Русик, ты же в Москве заканчивал?», я говорю: «‎Нет, в Нальчике» (Руслан учился в местном КБГУ на отделении ДПИ — прим. ред.). Она была убеждена, что здесь невозможно стать хорошим специалистом, но это же не имеет никакого значения. Я очень люблю Нальчик и никогда не хотел бы отсюда уезжать. Мы привыкли жаловаться, что здесь не хватает выставок, музеев, культурных пространств и среды. Но я, допустим, уже не хочу делать выставку в музее, я хочу на природе или даже в местном пабе. Еще я давно мечтаю устроить выставку на болоте и назвать ее: «‎Где начинается, туда и возвращается». Будем выдавать сапоги, сделаем искусственное освещение, комары будут кусать ужасно — искусство!»

Милана Халилова

Милана Халилова

Милана соединяет войлок и традиционные адыгские образы с современным искусством. Войлоковалянию она научилась еще в колледже — говорит, технологию освоить достаточно просто, главная сложность здесь — физическая нагрузка. Традиционные войлочные ковры, например, валялись всегда коллективно. Технология такая: шерсть поливается горячей водой с мылом и благодаря скручиванию, трению начинается сваливаться. Традиционно у адыгов так делали элементы одежды: бурку, шапку, кафтаны, наколенники.

«После университета я пробовала себя в педагогике, монтаже видео, мультипликации, а потом поняла, что хочу делать вещи руками. Мне тогда казалось, что из войлока я не смогу делать объекты одна, что только группа может создать такое. И я стала делать сумочки, подстаканники, седушки. Сначала для себя, хотелось носить какую-то оригинальную, неповторимую вещь. А потом начали спрашивать друзья, друзья друзей, кто-то даже предложил у себя в магазине продавать. Появился спрос, и дело начало приносить доход.

Правда, мне это быстро наскучило. Как художник я себя осознала после второй персональной выставки Русика, у меня тогда в голове были мысли: «Я тоже хочу что-то масштабное сделать, почему я не делаю? Я же тоже умею!» Вдохновилась, в общем, по полной. 

В колледже я получила основу своих знаний, но также убеждение, что искусство и художник — недостижимо высокие понятия, и нужно очень много трудиться, и за всю жизнь ты может быть и не доберешься до этой священной сути. От этого заблуждения я избавлялась много лет. Такой подход точно не позволит проявиться творческому потенциалу, потому что человек должен не бояться ошибаться.

Я выбрала тему своей первой выставки: Жыг Гуащэ, Богиня Древа. В адыгской мифологии Богиня мудра и всезнающа, потому что пронизывает все три мира:  корни ее уходят глубоко в нижний, ветви — в верхний, а ствол находится в серединном. В сказании Жыг Гуэщэ рождает солнечного ребенка от нартского кузнеца Тлепща. Так в ней проявляется материнская сущность — еще один вектор не только создания, но и познания жизни. Я сделала 16 полотен из шерсти с серией образов богини, дополнила выставку эскизами. Чем больше я работала, тем больше погружалась в суть своей идеи, практически чувствовала ее кожей. Ближе к открытию богиня представлялась мне в движении, и в конце мне не хватило уже ни шерсти, ни бумаги, ни красок — я попыталась передать пульсацию движения анимацией, передать это состояние текучести и наполненности.

Толчком для этой выставки для меня также стала поездка в арт-резиденцию в Париж к Михаилу Шемякину. Он предложил главе нашей республике отправить к нему шесть художников из Кабардино-Балкарии. Мы с Русиком подали заявки и прошли. Я поехала туда уже с идеей Богини древа, а вернулась с уверенностью в двести процентов, что мне нужно, не затягивая, реализовать свой проект. Шемякин показал нам мастер класс, а потом признался, что еще ни разу не рисовал перед своими резидентами. Сама среда, в которой мы были — его замок, мастерские, предметы искусства и интерьеры — очень интересный опыт, но самое большое впечатление на меня произвел центр Помпиду с картиной Леже — первое, что я увидела в галерее». 

Мы в редакции Seasons давно убедились: чтобы узнать место по-настоящему, нужно ехать к кому-то знакомому. Для нас такой точкой входа стали наши герои. Собрали для вас чек-лист по Нальчику с рекомендациями от ребят: где есть, под какую музыку гулять по городу и в какие места заходить.

Где есть: Бар «‎Нацмены»
Здесь можно встретить кого-то из наших героев или других художников творческого объединения «Синдикат». Зухра, высокая светловолосая девушка, хозяйка заведения — тоже его часть. Обязательно пробуйте хычины с сулугуни и зеленью и махъсымэ — кабардинское медовое пиво.

Что слушать: Альбом Башира Хацукова
Сейчас в Кабарде стараются осмыслять и развивать традиционную адыгскую музыку. Башир, муж Милы, миксует национальный фолк с эмбиентом. По ссылке можно послушать живую запись с выступления на персональной выставке Милы.

Куда сходить

Арт-пространство Периметр (ул. Кабардинская, 17).
Здесь часто проходят мастер-классы по лепке из глины, паблик-токи с художниками и фотовыставки. Некоторые мероприятия ведут наши герои. За анонсами можно следить в телеграмм канале «Синдикат».

Галерея Малахитовая шкатулка (ул. Кабардинская, 19) — под стать своему названию. Здесь проходят выставки современных художников, кукольные и живописные мастер классы, встречи и лекции. В этом же здании, кстати, находится мастерская Разият Газаевой, ювелира и керамиста, еще одного члена «Синдиката» — к ней можно зайти в гости. 

Арт-центр Мадины Саральп (ул. Лермонтова, 2а). Центр Мадины — дом черкесского костюма. Здесь она и команда экспериментируют с традиционной одеждой, создают свою коллекцию, делают выставки и издают книги о том, что означали одежды в разные периоды жизни женщины и истории Кабардино-Балкарии. На выставки костюмов в разное время приезжали Тонино и Лора Гуэрра, Александр Сокуров, Чулпан Хаматова.

Читайте также:

Материал обновлен: 22-06-2022