ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Светлана Сидорова
Преподаватель факультета журналистики МГУ, культуролог, ведущая курсов «Литературная кухня», «Креативный текст», «Креативная коммуникация» в школе Seasons.
Юлия Кичева
Выпускница факультета иностранных языков МГУ и факультета искусств Флорентийского университета, лицензированный гид, преподаватель итальянского, английского и русского языка, историк музыки и театра, живет во Флоренции
Отправляемся итальянским маршрутом Андрея Тарковского и Тонино Гуэрра в поисках ускользающей красоты, в поисках Мадонны дель Парто Пьеро делла Франческа. Соединяем три имени в художественном и документальном пространстве Тосканы. Учимся видеть и слышать, чувствовать и интерпретировать. Пробуем свои силы в дневниковой прозе, вдохновляясь дневниками Тарковского и Гуэрры.
Пролог
За ужином в Ареццо знакомимся друг с другом и перед сном, как сложенную маршрутную карту, раскрываем документальный кинематографический текст «Время путешествия» Тонино Гуэрры и Андрея Тарковского. Намечаем пунктир нашего четырехдневного странствия, берем в дорогу дневник путешественника, который планируем вести каждый день.
Первый день — Флоренция
«Город удивительный, плод Возрождения — без деревьев. Деревья в нем были бы просто смешны. Богатый, благородный город, с замечательными магазинами, с чудными вещами…»
Андрей Тарковский. Мартиролог
Идем в Уфицци — любуемся пейзажами мастеров Возрождения, чтобы узнать их потом в географическом пространстве Тосканы. За обедом припоминаем вкус Италии, по которому всегда тоскует русская душа. Перечитываем дневниковые и эпистолярные записи наших соотечественников, влюбленных в эту землю. После обеда прячемся от суеты города в пустынном квартале Ольтрарно, где находим следы Тарковского. После захода солнца заглядываем в парфюмерные лавки флорентийцев.
Второй день — Тонино
«Жить надо там, где слова способны превращаться в листья, раскачиваться на ветру или воровать краски облаков…»
Тонино Гуэрра. После потопа — дождь
«Быть может, оставлю кино и стану смотреть на деревья…»
Тонино Гуэрра. Дневники
Дышим воздухом художественных садов Тонино Гуэрры в Пеннабилли. Идем Дорогой солнечных часов через Святилище раздумий и Часовню Тарковского к Приюту оставленных Мадонн. Созерцаем долину реки Мареккьи (она же Рубикон) в надежде узнать в очертаниях холмов Сан-Лео задники Пьеро делла Франческа с диптиха, что встречали накануне в Уфицци. Входим в зимний пейзаж Эмилии-Романьи, как будто идем не по снегу, а по стихотворным строкам Гуэрры, усыпанным белыми лепестками цветущих вишни и миндаля из его воспоминаний. За обедом читаем его тексты (художественные и документальные), фиксируем впечатления от встречи с красотой в нашем итальянском дневнике.
Третий день — Андрей
«Вечером — Сиена (!!!). Это лучший город из тех, что я видел. Площадь удивительная, как раковина, по которой в плохую погоду стекает дождь, окружена зданиями несказанной красоты…»
Андрей Тарковский. Мартиролог
Входим в пространственные прототипы эпизодов «Ностальгии», как в комнаты оставленного и забытого Дома. Вслушиваемся в тишину на площади у бассейна в Баньо Виньони, где Андрей Арсеньевич снимал главные сцены своего фильма-исповеди. Стараемся смотреть на окружающий нас мир почти игрушечных городов Тосканы глазами Тарковского. Как будто странствуем не по дорогам, а по дневниковым записям, покрытым белоснежным птичьим пухом, падающим с неба снов режиссера. После обеда, в поисках идеи, отправляемся в Сиену. Вбираем в себя таинственную песнь площади-раковины. Поднимаемся тропой чёрных кипарисов к несказанной красоты монастырю Монте-Оливето-Маджоре, любуемся фресками сиенского мастера по прозвищу Содома, о котором современники говорили как о безумце. Входим в разрушенное пространство Сан Гальгано, чтобы почувствовать нерушимость Храма, запечатленного Андреем Тарковским в своей киноисповеди. После ужина в Ареццо смотрим «Ностальгию», говорим о трансцендентном в кинематографическом творчестве режиссера, отраженном в его художественных снах-образах.
Четвертый день — Мадонна
«Невозможность быть одному в прекрасной Италии — еще не идея.
NB! Надо искать идею, которая где-то близко…»
Андрей Тарковский. Мартиролог
Отправляемся в Сансеполькро — родной город Пьеро делла Франческа. Идем по комнатам его дома, как будто входим в рамочное пространство живописных работ XV века. В городском Музее оказываемся согретыми «Мадонной Милосердия» и «Воскресением». А через несколько минут попадаем в Монтерки, где в крошечном музее одной картины ждет нас Она. Всматриваемся в загадочные черты лика «Беременной Мадонны», перед которой ангелы распахивают полы тяжелого занавеса. Чувствуем на себе ее ответный взгляд.
Возвращаемся в Ареццо, чтобы войти в капеллу Баччи, что расположена в базилике Святого Франциска. Поднимаем голову и читаем по фрескам Пьеро делла Франческа историю животворящего креста — от зерен райского Древа, проросших через Адама, до креста, возвращенного византийским императором Ираклием в Иерусалим. За ужином говорим о творчестве Мастера и создаем словесный портрет Мадонны в итальянском дневнике.
Эпилог
Встречаем раннее утро под сводами Храма святого Франциска, прощаемся с Тосканой и уезжаем домой, увозя в сердце взгляд Мадонны Пьеро делла Франческа.
Даты: 01-05 мая 2020
Живем в Ареццо, выезды в города программы осуществляются на микроавтобусе в сопровождении гида и автора программы.
Стоимость поездки
1100€
до 31 марта 2020
1200€
с 1 апреля 2020
Цена в рублях может меняться в зависимости от курса евро.
Включает:
Все перемещения по программе, сопровождение эксперта и экскурсовода, входные билеты на все мероприятия программы и в музеи, один обед.
Не включает:
Билеты на самолет, проживание, питание кроме включенного, трансфер из аэропорта и в аэропорт.
Оплата по ссылке.