Ностальгия по Мадонне: путешествие в Тоскану

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Светлана Сидорова

Пре­по­да­ва­тель фа­куль­те­та жур­на­ли­сти­ки МГУ, куль­ту­ро­лог, ве­ду­щая кур­сов «Ли­те­ра­тур­ная кух­ня», «Кре­а­тив­ный текст», «Кре­а­тив­ная ком­му­ни­ка­ция» в шко­ле Seasons.


Юлия Кичева

Вы­пуск­ни­ца фа­куль­те­та ино­стран­ных язы­ков МГУ и фа­куль­те­та ис­кусств Фло­рен­тий­ско­го уни­вер­си­те­та, ли­цен­зи­ро­ван­ный гид, пре­по­да­ва­тель ита­льян­ско­го, ан­глий­ско­го и рус­ско­го язы­ка, ис­то­рик му­зы­ки и те­ат­ра, жи­вет во Фло­рен­ции


Отправляемся итальянским маршрутом Андрея Тарковского и Тонино Гуэрра в поисках ускользающей красоты, в поисках Мадонны дель Парто Пьеро делла Франческа. Соединяем три имени в художественном и документальном пространстве Тосканы. Учимся видеть и слышать, чувствовать и интерпретировать. Пробуем свои силы в дневниковой прозе, вдохновляясь дневниками Тарковского и Гуэрры.


Пролог

За ужином в Ареццо знакомимся друг с другом и перед сном, как сложенную маршрутную карту, раскрываем документальный кинематографический текст «Время путешествия» Тонино Гуэрры и Андрея Тарковского. Намечаем пунктир нашего четырехдневного странствия, берем в дорогу дневник путешественника, который планируем вести каждый день.


Первый день — Флоренция

«Город удивительный, плод Возрождения — без деревьев. Деревья в нем были бы просто смешны. Богатый, благородный город, с замечательными магазинами, с чудными вещами…»

Андрей Тарковский. Мартиролог

Идем в Уфицци — любуемся пейзажами мастеров Возрождения, чтобы узнать их потом в географическом пространстве Тосканы. За обедом припоминаем вкус Италии, по которому всегда тоскует русская душа. Перечитываем дневниковые и эпистолярные записи наших соотечественников, влюбленных в эту землю. После обеда прячемся от суеты города в пустынном квартале Ольтрарно, где находим следы Тарковского. После захода солнца заглядываем в парфюмерные лавки флорентийцев.


Второй день — Тонино

«Жить надо там, где слова способны превращаться в листья, раскачиваться на ветру или воровать краски облаков…»

Тонино Гуэрра. После потопа — дождь

«Быть может, оставлю кино и стану смотреть на деревья…»

Тонино Гуэрра. Дневники

Дышим воздухом художественных садов Тонино Гуэрры в Пеннабилли. Идем Дорогой солнечных часов через Святилище раздумий и Часовню Тарковского к Приюту оставленных Мадонн. Созерцаем долину реки Мареккьи (она же Рубикон) в надежде узнать в очертаниях холмов Сан-Лео задники Пьеро делла Франческа с диптиха, что встречали накануне в Уфицци. Входим в зимний пейзаж Эмилии-Романьи, как будто идем не по снегу, а по стихотворным строкам Гуэрры, усыпанным белыми лепестками цветущих вишни и миндаля из его воспоминаний. За обедом читаем его тексты (художественные и документальные), фиксируем впечатления от встречи с красотой в нашем итальянском дневнике.


Третий день — Андрей

«Вечером — Сиена (!!!). Это лучший город из тех, что я видел. Площадь удивительная, как раковина, по которой в плохую погоду стекает дождь, окружена зданиями несказанной красоты…»

Андрей Тарковский. Мартиролог

Входим в пространственные прототипы эпизодов «Ностальгии», как в комнаты оставленного и забытого Дома. Вслушиваемся в тишину на площади у бассейна в Баньо Виньони, где Андрей Арсеньевич снимал главные сцены своего фильма-исповеди. Стараемся смотреть на окружающий нас мир почти игрушечных городов Тосканы глазами Тарковского. Как будто странствуем не по дорогам, а по дневниковым записям, покрытым белоснежным птичьим пухом, падающим с неба снов режиссера. После обеда, в поисках идеи, отправляемся в Сиену. Вбираем в себя таинственную песнь площади-раковины. Поднимаемся тропой чёрных кипарисов к несказанной красоты монастырю Монте-Оливето-Маджоре, любуемся фресками сиенского мастера по прозвищу Содома, о котором современники говорили как о безумце. Входим в разрушенное пространство Сан Гальгано, чтобы почувствовать нерушимость Храма, запечатленного Андреем Тарковским в своей киноисповеди. После ужина в Ареццо смотрим «Ностальгию», говорим о трансцендентном в кинематографическом творчестве режиссера, отраженном в его художественных снах-образах.


Четвертый день — Мадонна

«Невозможность быть одному в прекрасной Италии — еще не идея.

NB! Надо искать идею, которая где-то близко…»

Андрей Тарковский. Мартиролог

Отправляемся в Сансеполькро — родной город Пьеро делла Франческа. Идем по комнатам его дома, как будто входим в рамочное пространство живописных работ XV века. В городском Музее оказываемся согретыми «Мадонной Милосердия» и «Воскресением». А через несколько минут попадаем в Монтерки, где в крошечном музее одной картины ждет нас Она. Всматриваемся в загадочные черты лика «Беременной Мадонны», перед которой ангелы распахивают полы тяжелого занавеса. Чувствуем на себе ее ответный взгляд.

Возвращаемся в Ареццо, чтобы войти в капеллу Баччи, что расположена в базилике Святого Франциска. Поднимаем голову и читаем по фрескам Пьеро делла Франческа историю животворящего креста — от зерен райского Древа, проросших через Адама, до креста, возвращенного византийским императором Ираклием в Иерусалим. За ужином говорим о творчестве Мастера и создаем словесный портрет Мадонны в итальянском дневнике.


Эпилог

Встречаем раннее утро под сводами Храма святого Франциска, прощаемся с Тосканой и уезжаем домой, увозя в сердце взгляд Мадонны Пьеро делла Франческа.


Даты: 01-05 мая 2020

Живем в Ареццо, выезды в города программы осуществляются на микроавтобусе в сопровождении гида и автора программы.


Стоимость поездки


1100€

до 31 марта 2020

1200€

с 1 апреля 2020

Цена в рублях может меняться в зависимости от курса евро.

Включает:

Все перемещения по программе, сопровождение эксперта и экскурсовода, входные билеты на все мероприятия программы и в музеи, один обед.

Не включает:

Билеты на самолет, проживание, питание кроме включенного, трансфер из аэропорта и в аэропорт.

Оплата по ссылке.

Материал обновлен: 17-06-2021