Текст: Анастасия Рыжкова
В 12 дня торговцы сворачивают импровизированный рынок, а в 15 уже почти ночь. Я же любовалась кружевными наличниками, с грустью рассматривала заброшенный Дом Паниных, с надеждой — купленный фотографом Федором Савинцевым комплекс исторических объектов, которые он планирует превратить в международное выставочное пространство, с интересом — художественный музей. Как получилось, что именно маленькая Мстёра в 20-е годы ХХ века на десять лет стала полем для эксперимента в художественном образовании, где наравне преподавали как иконописцы, так и авангардисты?
Строительство художественной коммуны в Мстёре на рубеже 1920-х годов выглядит из нашего «далека» подвигом.
Чем стала Мстёра для вас сейчас и как менялось отношение к этому месту во время написания книги?
Мстёра превратилась в точку притяжения, куда всегда хочется возвращаться. Это отношение возникло именно в процессе реконструкции истории «Мстёрского ковчега». Раньше Мстёра воспринималась в рамках ее стереотипного образа «центра кустарных промыслов». Между тем в Мстёре есть феномен визуальной притягательности. На нее в прямом смысле слова трудно наглядеться: настолько природная красота соединяется там с красотой рукотворной. Особенно остро это чувствуешь весной, летом, ранней осенью.
Большая глубина впечатлений таится и в прошлом Мстёры. Многие сюжеты еще ждут pдесь своих открытий. Интереснейшая страница связана с именем Ивана Голышева — литографа, историка, коллекционера ХIХ века. Или как вам быль о том, что в Мстёре работал Казимир Малевич?!. Очень богатая история скрывается за деятельностью разнообразных местных артелей 1920-х годов… По мере того как они будут «всплывать» на поверхность, поселок, который и теперь ощущается «местом силы», станет обогащаться новыми смыслами.
Прежде всего Модоров — хороший пример необходимости преодолевать привычное, устоявшееся, не «попадаться» на штампы. Его расхожий образ «участника банды А. М. Герасимова» сформировала борьба художественных сил, растянувшаяся почти на весь прошлый век. Модорова-художника плохо знают даже искусствоведы; Модорова-человека отчасти приоткрыла книга, которую мы обсуждаем. Однако главное в этом смысле еще предстоит сделать. Он вполне достоин лучшего места в истории отечественного искусства.
Личные качества Модорова во многом определили успех построенной им после революции структуры художественного образования, входившей по оценке «Наркомпроса» в список важнейших учебных заведений страны. Он ее зодчий. Надеюсь, книжка станет памятником его подвижническим усилиям, а еще — очередным историческим примером того, как много во все времена зависит от одного человека. Очень актуальная тема сегодняшней общественной жизни.
Как получилось, что об этом периоде так мало известно в том числе и жителям Мстёры, многие из которых сами художники?
Почему столь яркая фактура оставалась невостребованной на протяжении целого столетия — уму непостижимо! Тем более что ее содержание могла легко актуализировать как «повестка» советской эпохи, так и постперестроечное время. Конечно, нужно начать с того, что Мстёра всегда проявляла равнодушие к страницам своей истории. Если бы дело заключалось только в отсутствии любопытства, было бы полбеды. Странной мстёрской «традицией» издавна является активное и безжалостное истребление собственных исторических богатств, в том числе документов. Трудно представить, сколько всего пропало, будучи зачисленным в «ненужное» или «непонятное».
В глазах многих из нас Мстёра, Палех, Холуй — места, хоть и тесно связанные с иконописью и лаковой миниатюрой, но все же мало известные. В Мстёре пропадает прекрасный Дом Паниных, нет мест, где можно остановиться.
Надеюсь, книга привлечет внимание новой аудитории к Мстёре. Кроме поэтической прелести этого старинного места, кроме ощущения подлинности, которым оно наполнено, там по-прежнему — как и сто лет назад — жива вся палитра местных искусств. Мастера потрясающие продолжают работать: Владислав Некосов, Денис Молодкин, Андрей Грачев, десятки других. Не прерывается и традиция художественного образования, восходящая к XIX веку. Институт лаковой миниатюрной живописи имени Ф. А. Модорова даст фору многим столичным учебным заведениям (между прочим, институт ведет свою историю от профшколы,составной части сложно устроенной Мстёрской художественной коммуны, являясь ее прямым наследником). Изо всех сил старается быть на уровне ожиданий местный художественный музей.
Природная красота соединяется с рукотворной.