Обретенная история: путь художника

осень панорамное окно самовар с палкой осень в деревне

Текст: Анастасия Рыжкова

Историк Михаил Бирюков для меня оказался настоящим гением места. Благодаря ему у многих из нас есть шанс больше узнать о Мстёре — некогда селе, а теперь поселке иконописцев, в котором в сложные послереволюционные годы случилось настоящее чудо.
Я люблю небольшие русские города: пейзажи, неторопливый ритм, другой взгляд на окружающий мир и события. Благодаря привычке к таким небольшим путешествиям пару лет назад я оказалась в Юже, а после в Холуе и Палехе. Во время походов по музеям, храмам и мастерским иконописцев я неизменно слышала, что в этом треугольнике вокруг Клязьмы надо обязательно попасть в еще один центр лаковой миниатюры — Мстёру.
 
И вот я оказалась здесь. Несколько дней бродила по заснеженному поселку, время в котором течет совсем по-другому. 

В 12 дня торговцы сворачивают импровизированный рынок, а в 15 уже почти ночь. Я же любовалась кружевными наличниками, с грустью рассматривала заброшенный Дом Паниных, с надеждой — купленный фотографом Федором Савинцевым комплекс исторических объектов, которые он планирует превратить в международное выставочное пространство, с интересом — художественный музей. Как получилось, что именно маленькая Мстёра в 20-е годы ХХ века на десять лет стала полем для эксперимента в художественном образовании, где наравне преподавали как иконописцы, так и авангардисты?

Михаил Бирюков в новой книге «Мстёрский ковчег» рассказывает, как в сложное послереволюционное время Федор Модоров, выпускник Казанской художественной школы, ученик Николая Фешина, сумел создать в небольшом поселении во Владимирской области настоящий оазис, сохранив жизнь и подарив профессию многим будущим архитекторам, живописцам, скульпторам.
Об этом периоде известно крайне мало, тем не менее вам удалось написать работу объемом почти в 500 страниц. Как появилась идея и сколько времени вы писали книгу?
 
Книга была написана за два года. Параллельно все это время шел поиск материалов с очень широкой географией. Если двигаться за солнцем, то от Хабаровска до Калифорнии. Оглядываясь назад, сам удивляюсь стремительности рабочего процесса и объему освоенных материалов, ибо по характеру я человек скорее медлительный… Наверное, окрылила история, которую хотелось рассказать.
До «Мстёрского ковчега» у меня за плечами были две небольшие книжки, одна работа публикаторского плана и несколько статей на историко-культурные темы. Всякий раз рождение текста становилось результатом внешних импульсов, которые брали за живое и на которые не отозваться было нельзя. Среди них почетное место занимало увлечение судьбой амазонки русского авангарда Ольги Розановой.
Она была не только живописцем, графиком, но и активным деятелем художественной революции, развернувшейся в стране весной 1918 года. На слом тогда шла вся старая система художественного образования, а вместо нее утверждалась революционная форма Свободных мастерских. Именно Розанова «подвела» меня к интереснейшему и напрочь забытому сюжету о Свомас (Государстенные свободные художественные мастерские — Прим. ред.) Мстёры. Ольга Владимировна вместе с Александром Родченко, Федором Модоровым непосредственно участвовала в их организации и погибла, заразившись дифтеритом во время одной из поездок туда.
 
В процессе архивных поисков выяснилось, что в 60-е годы прошлого века воспитанники Мстёры, среди которых были архитектор Леонид Павлов, художник Григорий Филипповский, скульптор Николай Штамм, пытались издать книгу о своей удивительной alma mater. Поскольку план бывших коммунаров так и не реализовался, мои «археологические» усилия вокруг затонувшего «Мстёрского ковчега» мало-помалу превратились в форму долга перед неосуществленной волей этих замечательных людей. На их коллективном творческом счету застройка Москвы и других городов, проектирование, оформление столичных станций метро, работы на ВДНХ, известные скульптурные памятники, живопись и графика…

Строительство художественной коммуны в Мстёре на рубеже 1920-х годов выглядит из нашего «далека» подвигом.

О чем для вас эта работа?
 
Книга о времени и о людях, которые «в предлагаемых обстоятельствах» революции и Гражданской войны оказались выше обстоятельств.
 
Строительство художественной коммуны в Мстёре на рубеже 1920-х годов, безусловно, выглядит из нашего «далека» подвигом, по крайней мере незаурядным свершением. А сто лет тому назад созидательная деятельность художников и их коллег была лишена всякого героического пафоса. Это были будни, жизнь в профессии, то есть ровно то, что каждый из нас переживает ежедневно, только важно, с каким достоинством и результатом.

Чем стала Мстёра для вас сейчас и как менялось отношение к этому месту во время написания книги?

Мстёра превратилась в точку притяжения, куда всегда хочется возвращаться. Это отношение возникло именно в процессе реконструкции истории «Мстёрского ковчега». Раньше Мстёра воспринималась в рамках ее стереотипного образа «центра кустарных промыслов». Между тем в Мстёре есть феномен визуальной притягательности. На нее в прямом смысле слова трудно наглядеться: настолько природная красота соединяется там с красотой рукотворной. Особенно остро это чувствуешь весной, летом, ранней осенью.

Большая глубина впечатлений таится и в прошлом Мстёры. Многие сюжеты еще ждут pдесь своих открытий. Интереснейшая страница связана с именем Ивана Голышева — литографа, историка, коллекционера ХIХ века. Или как вам быль о том, что в Мстёре работал Казимир Малевич?!. Очень богатая история скрывается за деятельностью разнообразных местных артелей 1920-х годов… По мере того как они будут «всплывать» на поверхность, поселок, который и теперь ощущается «местом силы», станет обогащаться новыми смыслами.

Федор Модоров, основавший «Сельскую академию», — кто он для вас? Насколько сложно было распутывать его историю?

Прежде всего Модоров — хороший пример необходимости преодолевать привычное, устоявшееся, не «попадаться» на штампы. Его расхожий образ «участника банды А. М. Герасимова» сформировала борьба художественных сил, растянувшаяся почти на весь прошлый век. Модорова-художника плохо знают даже искусствоведы; Модорова-человека отчасти приоткрыла книга, которую мы обсуждаем. Однако главное в этом смысле еще предстоит сделать. Он вполне достоин лучшего места в истории отечественного искусства.

Личные качества Модорова во многом определили успех построенной им после революции структуры художественного образования, входившей по оценке «Наркомпроса» в список важнейших учебных заведений страны. Он ее зодчий. Надеюсь, книжка станет памятником его подвижническим усилиям, а еще — очередным историческим примером того, как много во все времена зависит от одного человека. Очень актуальная тема сегодняшней общественной жизни.

Как получилось, что об этом периоде так мало известно в том числе и жителям Мстёры, многие из которых сами художники?

Почему столь яркая фактура оставалась невостребованной на протяжении целого столетия — уму непостижимо! Тем более что ее содержание могла легко актуализировать как «повестка» советской эпохи, так и постперестроечное время. Конечно, нужно начать с того, что Мстёра всегда проявляла равнодушие к страницам своей истории. Если бы дело заключалось только в отсутствии любопытства, было бы полбеды. Странной мстёрской «традицией» издавна является активное и безжалостное истребление собственных исторических богатств, в том числе документов. Трудно представить, сколько всего пропало, будучи зачисленным в «ненужное» или «непонятное».

В глазах многих из нас Мстёра, Палех, Холуй — места, хоть и тесно связанные с иконописью и лаковой миниатюрой, но все же мало известные. В Мстёре пропадает прекрасный Дом Паниных, нет мест, где можно остановиться.

Надеюсь, книга привлечет внимание новой аудитории к Мстёре. Кроме поэтической прелести этого старинного места, кроме ощущения подлинности, которым оно наполнено, там по-прежнему — как и сто лет назад — жива вся палитра местных искусств. Мастера потрясающие продолжают работать: Владислав Некосов, Денис Молодкин, Андрей Грачев, десятки других. Не прерывается и традиция художественного образования, восходящая к XIX веку. Институт лаковой миниатюрной живописи имени Ф. А. Модорова даст фору многим столичным учебным заведениям (между прочим, институт ведет свою историю от профшколы,составной части сложно устроенной Мстёрской художественной коммуны, являясь ее прямым наследником). Изо всех сил старается быть на уровне ожиданий местный художественный музей.

Природная красота соединяется с рукотворной.

Книга Михаила Бирюкова «Мстёрский ковчег. Из истории художественной жизни 1920-х годов» выпущена осенью 2023 года музеем современного искусства «Гараж».