Текст: Светлана Сидорова
Фото: Ольга Дякина
Раз, два, три, четыре… Мы, как завороженные, в один голос считаем колонны встречающихся на нашем пути усадеб и храмов. И по четырехколонному портику уже издалека узнаем почерк архитектора Львова. Но здесь мы сбиваемся со счета: десять, двадцать, тридцать, шестьдесят, девяносто, сто, сто двадцать, сто тридцать, сто тридцать пять…
Их 136 — этих прекрасных тосканских колонн! Вместе они связаны в драгоценное ожерелье, которое никогда не надеть на точеную, точно лебединую, женскую шею. Ожерелье это — каменное. И только поднимаясь на высоту птичьего полета, можно увидеть, как оно уменьшается в размерах и становится почти невесомым, принимая форму украшения, которое легко может поместиться в руках.
«Громадный овал двора превратился в луг. С него парадная лестница, в вышину цоколя, приводит к четырехколонному портику, украшающему фасад дома о девяти колонных осях…»
Одна из самых красивых усадеб в истории русской архитектуры, спроектированная Николаем Львовым по заказу генерал-аншефа Федора Глебова и построенная в 90-х годах XVIII века. Усадьба, вплетенная в 1932 году искусствоведом Алексеем Гречем в знаменитый «Венок усадьбам», написанный им по воспоминаниям об утраченной красоте в ссылке на Соловках. С этим удивительным путеводителем можно не расставаться, гуляя по усадьбе Знаменское-Раёк, расположенной в двух верстах от столбовой дороги Москва — Петербург, между Тверью и Торжком…
«Предание сообщает, что Екатерина II во время одного из своих путешествий посетила генерала Глебова. Два арапа с громадными зажженными золочеными канделябрами открывали торжественное шествие. Было ли так в действительности или нет — кто знает…»
«Распылялось, переходя по женской линии, фамильное наследие. По чужим рукам ушли родовые вотчины, и вещи, и портреты. В вихре последних лет закружились и рассеялись, как осенние листья, последние остатки искусства и быта…»
По балюстраде над архитравом, который поддерживает ряд тосканских колонн, в прежние времена можно было прогуливаться.
На «острове любви» в центре усадебного пруда сохранилась сосна, посаженная владельцем Райка Федором Глебовым.
«Лунный свет чертит квадраты на стенах, проявляя то изящный орнамент, то капитель пилястры, то группу нежно прильнувших Амура и Психеи.. В незавешанные окна видны колонны, и в затуманенном сознании причудливо сплетаются Палладио, Помпея, Пиранези, русские усадебные липы, портреты XVIII века, тени, хороводы, охотничьи собаки — многообразные впечатления дня, показавшегося таким долгим…»
А вот здесь можно посмотреть, как мы съездили вместе с читателями в Тверскую область в октябре.