«‎Перед работой я всегда танцую»: художница Анна Марк

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Катерина Билалова
Фото: личный архив; Диана Каракулова (стиль — Катерина Билалова, Камила Ахметшина)

Продолжаем наше путешествие по мастерским керамистов. На этот раз мы отправились в гости в шоурум к Анне Марк, чтобы узнать больше о ее керамике, в том числе той, что участвовала в рубрике «‎Сервировка» весеннего номера Seasons of life.

Под брендом HAJ.X.GAN Анна выпускает объекты, которые, как музейные, страшно трогать, чтобы не нарушить их парящей текучести. При этом они живые, подвижные и прекрасно смотрятся в обычных, не выставочных гостинных. В Москве керамику Анны можно увидеть в салоне embers.lab и в пространстве mak.buro.

Быть внутри и снаружи

Анна Марк

С интерьерами, а точнее с пространством я всегда была связана. Лет в 14 начала собирать фотографии красивых квартир, мебели, предметов, даже думала, что буду интерьерным дизайнером. Но, как потом стало понятно, дело было именно в пространствах, не в том, как как красиво и правильно их обставить, а в том, как они ощущаются человеком. 

Я не позиционирую себя как художник, керамист или скульптор. Керамист — не совсем то слово, которое описывает меня. Я — исследователь, провожу через себя чувства и состояния, отдавая их в материал. Глина для меня инструмент и язык материального воплощения своего видения в жизнь, она пластична и хорошо передает мои ощущения.

Свои работы я не планирую, не делаю эскизов, просто смотрю, какая форма в процессе мне кажется гармоничной, какой у нее размер и ритм. Это живой процесс, непредсказуемый, как импровизация, он сам меня ведет и выбирает, каким сегодня хочет быть. Единственное правило — перед работой я всегда танцую.

Мне нужно с тела снять напряжение, оно играет большую роль в том, что я делаю, как я живу и себя чувствую. Важно быть соединенным с собой и одновременно быть внутри и снаружи: не только в работе, но и в жизни, хотя я давно не разделяю эти два процесса. 

Мне кажется, что мои объекты похожи скорее на телесные изгибы, хотя их часто сравнивают с тканью. Но абстрактные формы для меня — как раз про свободу в личном видении и прочтении сюжета, здесь нет правильного ответа. 

Я закончила Художественную академию Строганова по специальности «‎Дизайн текстиля». На втором курсе запустила бренд шелковых платков со своими рисунками, в первой коллекции было всего десять изделий, их быстро раскупили друзья и знакомые. 

Один предмет — один человек

На сайте я продаю только 20% от всего, что создаю, строго отбираю, так как двигаюсь в сторону коллекционного дизайна. Мои работы — это самодостаточные предметы, но при этом они могут быть функциональным и доступным.

Мне важно, что мои работы не тиражируются, это не потоковое производство. У каждого объекта своя история, индивидуальность и характер.

Все скульптуры для меня это живые, самостоятельные и целостные организмы, они сами выбирают себе человека, сами выбирают пространство и честно служат ему. Это как с искусством татуировки, если у мастера есть рисунок, то это рисунок для конкретного человека. Если человек выбрал этот рисунок, значит, он для него был важен и на других его быть не должно.

Я стараюсь не задавать скульптуре никакое назначение, никакой конкретной энергии. Мне максимально хочется очистить ее от значений, чтобы человек сам мог выбрать, что он видит, какая ассоциация возникает. Я здесь только проводник.

Бывает такое, что на работах есть очень сильные трещины, я такое не выставляю, но кто-то приходит и говорит: «‎Вау». Потому что этому человеку нравится энергия разрушения. Каждому — свое. И моя позиция такая: один предмет — один человек.

«Хадж» — нечто изящное, «ган» — грубое и конкретное

В период, когда я запускала бренд, мне не хотелось, чтобы кто-то знал, что это мое. Вот есть я и есть мой продукт, но мы не одно целое. Когда я создала эту страницу, мне хотелось этого разделения, не вкладывать в название лишний смысл. И я просто ударила по клавиатуре. Так проект назвал себя сам. Поэтому сколько бы мне не говорили: «‎Это не читается, это сложно, это коммерчески невыгодно», я его не меняю, потому он имеет право быть тем, кто есть, как любое живое существо. 

Я живу хаотично и абстрактно, но у меня аналитический склад ума. Если нужно что-то сделать, я много буду анализировать, смотреть статистику. Это, кстати отсылка к дальнейшей философии названия бренда. Когда я начала делать сайт, подумала, что сама никогда не читала это название, а ведь оно было и есть. Разделила его точками на три звука, получилось «‎хадж икс ган» — две противоположности, которые может обнаружить в мире и в себе любой человек. Хадж — это нечто изящное и хрупкое, воздушное, ган — грубое и конкретное, понятное и рациональное. Раньше мне казалось, между ними нужно выбирать, но главный элемент оказался тот самый икс, который их соединяет и поддерживает. Потому что в том, что едино и цело, этого выбора не стоит. 

Читайте также:

Материал обновлен: 15-04-2022