Полет с голубкой Пикассо

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

На обложке: «Синий голубь мира», Пабло Пикассо, 1961

Мы верим, что мир — высшая ценность. Вспоминаем, как один из его символов, «‎Голубка» Пикассо, появилась на свет, чтобы вылететь и подарить людям надежду.

Один, пухлый и с мохнатыми лапками, сидит на земле, другой — парит с оливковой веточкой в клюве, третий обрамляет крылом «‎лик всеобщего мира», и еще десяток вариаций. Приземляясь на плакатах, марках, керамических панно, голубь облетел весь мир в середине XX века, и выпорхнул он из-под кисти Пикассо не случайно.

Хосе Руис Бласко, отец Пабло, был художником-натуралистом и держал голубятню — ее жители часто становились моделями. Иногда Руис Бласко давал сыну дорисовывать голубям лапки на своих работах, об этом в очерке «‎Из воспоминаний о Пабло Пикассо» пишет Илья Эренбург, приятель художника.

Пикассо и голубь. Париж, 1956. Фото: Джеймс Лорд

Повзрослев, Пикассо стал сам заводить птиц. Анри Матисс подарил ему четырех миланских голубей: крупных, белых, с лапами, покрытыми перьями до самых кончиков. Они поселились в мастерской, и вскоре один из них стал звездой. 

Дело в том, что в 1949 году поэт и коммунист Луи Арагон готовил Всемирный конгресс сторонников мира. Он искал рисунок, который станет эмблемой Конгресса, и пришел за этим в мастерскую Пикассо. В альбомах художника он обнаружил литографию с миланским голубем. 

В нем не было ничего революционного: птица даже не летит и не держит в клюве оливковую ветвь, просто сидит. Но Арагон увидел в ней символ надежды, спокойствия, стремления к миру. Он поручил сделать тысячи плакатов с голубкой, и к вечеру того же дня они были расклеены по всему Парижу.

К тому, что его голубя выбрали символом мира, сам Пикассо сначала относился саркастически: он считал этих пернатых драчливыми и жадными. Пока не увидел, как в увеличенном размере, в свете прожекторов, птица парила над участниками Конгресса, объединившихся в поисках мира. В этот же день у художника родилась дочка: он назвал ее Паломой, что по-испански означает «‎голубка». Его птицам предстоял долгий, высокий, важный полет.

Голубка (1949). Sucesión Picasso, VEGAP, Madrid

С тех пор голуби обосновались в творчестве Пикассо: он сделал еще несколько рисунков для Варшавского конгресса, для Венского. Уходя от реалистичности, упростил линии — так появились будто выведенные одним штрихом, голубки, которых мы хорошо знаем. Некоторые из них несут в клюве оливковую ветвь, некоторые — распахивают крылья перед лицом человека, будто открывают ему глаза.

Я знаю все места, где голубь гнезда вьет,
И лучшее из них сознанье человека. 

— строки Поля Элюара
из книги «‎Лик всеобщего мира» с рисунками Пикассо

Пикассо не был первым, кто соединил образ голубя с образом мира. Это древняя связь: в мифах Древнего Рима голуби свили гнездо в шлеме бога войны Марса, в христианстве это символ Святого Духа, примирения Бога с людьми и конца Всемирного потопа, в исламе — священная птица. Гуманист и борец за мир, Пикассо лишь дал голубке переродиться, изобразил ее просто, понятно всем людям, вне зависимости от их религиозных и культурных традиций.

Пикассо и голуби. Канны, 1957. Фото: Дэвид Дуглас Дункан

«Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны»,

— из выступления Пабло Пикассо на Третьем конгрессе за мир в Шеффилде, 1950

Плакаты с литографиями и рисунками голубей Пикассо были многотиражными, поэтому увидеть их сегодня можно во многих музеях мира. Некоторые из них, в том числе «‎первая» голубка 1949 года, хранятся в ГМИИ им. Пушкина.

Кстати, оригинал самого узнаваемого из этой серии рисунка — «‎Синий голубь мира» (1961) — выставлен не во Франции и не в Испании. Познакомиться с ним можно в музее села Пархомовка Харьковской области.

«‎Извини, Пабло, но твои работы я подарил какому-то деревенскому учителю, в его деревенскую галерею. Я думаю, они там нужнее. Ты меня поймешь», — писал Илья Эренбург художнику.

Синий голубь мира, 1961

В старости родители Эренбурга жили в Полтаве, после их смерти писатель неоднократно приезжал туда. Когда он узнал о существовании музея в небольшом селе на границе трех областей — Харьковской, Полтавской и Сумской — решил передать ему четыре работы Пикассо, в том числе знаменитого «‎Синего голубя».

Читайте также:

Материал обновлен: 27-03-2024