«Полный сюр!»: репортаж с выставки Maison&Objet 2025

Текст: Наталья Логинова, автор дизайн-маршрутов по Парижу, Ольга Розет, дизайнер-декоратор, куратор БВШД

Кажется, ощущение абсурда происходящего и удивление — основные эмоции, которые испытали посетители Maison&Objet в январе 2025 года. И все потому, что главная экспозиция — сюрреалистическая трендзона, созданная экспертом, главой агентства стиля  Elizabeth Leriche — буквально «сносит» голову.

Заходя на закрытый со всех сторон стенд словно совершаешь переход из реальности в нереальность. В новый мир, где все становится предельно реальным и материальным. Яркие цвета обоев и ковров, домашний «кричащий» текстиль. Утилитарные предметы обихода предстают в совершенно новом, порой даже парадоксальном свете. Диваны причудливых форм, зеркала, отражающие иную реальность — окружение сбивает с толку и вызывает ощущение, что все вокруг не то, чем кажется…

Сюрреализм в этом году захватил всю выставку, его следы можно было найти повсюду, он проявлялся то в цветах и текстурах, то в формах, а то и в самой философии дизайна.

Диалог с предметами

Особенно интересно наблюдать за тем, как дизайнеры экспериментируют с основными свойствами объектов:

  • Цвет: насыщенные и дерзкие оттенки, пробуждающие расширяющие диапазон эмоции.
  • Текстура: сочетание пушистых и гладких, матовых и блестящих поверхностей в одном объекте.
  • Форма: от забавных, напоминающей детские игрушки, до монументальных и брутальных.

Womanifesto — контраст идей

Дизайнер 2025 года по версии Maison&Objet, звезда британского дизайна Фэй Тугуд представила на выставке свою инсталляцию Womanifesto, которая кажется своеобразной антитезой экспрессии Лериш. Ее работы лаконичны, материальны и созданы с глубоким уважением к традиционным техникам и материалам. Но и она показывает сюрреалистичные решения, создавая пространства одновременно архаичные и футуристичные.

CURATIO — новый контекст для создания

Проект CURATIO под кураторством Томаса Хаармана по-своему интерпретирует тренд на сюрреализм. Почти два десятка дизайнеров исследуют, как предметы теряют утилитарность, становясь источником исключительно эмоций. Тут самое время вспомнить дизайнера Фабио Новембре, который говорил, что продается не дизайн, а эмоции.

Так россиянка из Испании София Карнукаева превращает абстрактные идеи в тактильные, почти скульптурные формы, не имеющие практической функции. А бельгиец Вадим Поповски создал светильник из алебастра, показывающий фазы луны в реальном времени. Сюр какой! Зачем это нужно? Но оторваться невозможно.

Hôtel Uchronia — утопичный отель

В зоне WHAT’S NEW? IN HOSPITALITY Жюльен Себбан и его команда Uchronia продемонстрировали сюрреализм через призму иронии. В их воображаемом отеле все преувеличено: ванная — произведение искусства, гипер-спальня, супер-SPA. Сенсорные эффекты, звуки и ароматы дополняют атмосферу игры с реальностью. В этом мире «ничто не слишком», и зрителю остается лишь сожалеть, что нельзя попробовать все на себе: полежать в кровати или принять ванну.

Пассеисты

Тренд на пассеизм раскрывается многими брендами и дизайнерами. Пассеизм как работа с наследием может быть обращен к традиционным техникам. Например, как у бренда Андрея Будко Budko Rugs, развивающего тему «валяных ковров». Они, кстати, не раз оказывались в различных рекламных продуктах январской Maison&Objet.

К пассеизму обратился и бренд Lobmeyr. Развивая производство, он сохраняет и пропагандирует историю компании, в которой особая гордость — уникальная техника выдувания тончайшего стекла. За нее бренд получил гран при на знаковой выставке 1925 года в Париже. 

Наследию посвящен и проект From les Puces de Saint-Ouen, для которого дизайнер Алессандро Морикони отыскал предметы стиля ар-деко на главном блошином рынке Парижа Saint-Ouen и представил их на выставке. Получилось невероятно остроумно. Похоже, именно глубинные исторические связи помогают нам найти опору в  нестабильном, опасно сюрреалистичном мире.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов
Нажимая «Подписаться», я даю согласие
на обработку моих персональных данных
Спасибо за подписку!
Вам на почту придёт письмо для подтверждения адреса, а дальше — ждите писем редакции. Мы рады, что вы с нами!