Вероника Антимоник
координатор программ Фонда «Безопасный дом» и JewelGirls
«У JewelGirls неисчерпаемые возможности»
Программа JewelGirls была основана в 2009 году в рамках фонда «Безопасный дом» и сразу вошла в лучшие практики по социальному предпринимательству в России. Даже Высшая школа менеджмента (СПбГУ) использует модель программы для обучения. За почти десять лет в JewelGirls получили помощь уже более двух тысяч подопечных из семи регионов России. «Ювелирные» девочки помогают детям и взрослым из приютов, кризисных центров, интернатов и детских домов, их выпускникам с ограниченными возможностями, молодым мамам и приезжим, а также пострадавшим от насилия и торговли людьми.
«Когда мы начинали в 2009, думали, что сможем помочь девочкам-подросткам, обучить их финансовой грамотности, но не догадывались, сколько возможностей скрыто! На занятиях ребята сейчас не только создают украшения и сувениры, но узнают о том, как защититься от насилия и манипуляции, заработать первые деньги законным путем и сделать жизнь лучше. Занятия творчеством помогают выражать эмоции и не бояться открываться».
«Сейчас мы делаем бусы, браслеты, серьги, брелоки из натуральных камней, дерева и других материалов, а также сувениры — открытки, сувениры из фетра, елочные игрушки, подставки под горячее, вязанные изделия и игрушки, орешки с предсказаниями. Все эти вещи реализуются за пожертвования: половина стоимости идет автору, другая половина — на помощь участникам, закупку материалов и проведение занятий».
«Программа JewelGirls — благотворительная, поэтому все украшения реализуются за пожертвования на благотворительных ярмарках («Душевный Bazar», «Добрая Москва» и др.) и корпоративных ярмарках в офисах наших партнеров (PepsiCo, Сбербанк, АРМЗ, ОМБ и др.). Также в поиске мест нам очень помогают партнеры из BuySocial — это основатели первого в России магазина, где продается вещи, созданные в проектах социальных предпринимателей. Они находят корпоративных заказчиков, а также помогают продавать украшения и сувениры в интернет-магазине eBay и в cети SELA.
У программы JewelGirls неисчерпаемые возможности. Нам уже девять лет, но это не мешает находить и приносить что-то новое. И наша задача — создать оптимальные условия для людей и помогать им находить решение проблем».
Елена Мартынова
соосновательница инклюзивного проекта Everland
«Среди людей с инвалидностью много действительно талантливых ребят»
Everland — креативное бюро, которое занимается дизайном и созданием контентных проектов, веб-разработкой и интернет-маркетингом, а также юридическим консалтингом. Работает с осени 2016 года. В отличие от обычного бизнеса в команде 46 человек, как сотрудники, так и стажеры с разными видами инвалидности. Задача проекта — дать таким людям возможность найти хорошую работу.
«Everland — мой первый социальный бизнес. До этого я работала в крупной IT-компании, занималась корпоративной социальной ответственностью (КСО). Потом был проект «Успешные сироты: на ринге жизни»: цикл документальных фильмов о выпускниках детских домов, проект по финансовой грамотности. Примерно в то же время я запустила собственный бизнес-проект, который стал донором Everland. В 2016 году мы с моим бизнес-партнером, Игорем Новиковым, поняли, что нас больше интересует деятельность на стыке бизнеса и социальной работы — не просто бизнес без социальной задачи, но и не благотворительная организация. У обоих был опыт общения и работы с людьми с инвалидностью. Мы видели, что такие люди (даже с образованием) оказываются в замкнутом пространстве и не могут найти работу. Например, у Игоря была студентка, которая была лучшей на курсе, но из-за ДЦП смогла получить только работу помощником судьи. Мы решили, что в наших силах создать инфраструктуру для людей с инвалидностью, где каждый может развиваться профессионально и находить работу по душе и навыкам».
«Создание Everland — в том числе история про розовые очки, которые, конечно, постепенно падали. Мы рассчитывали, что люди с инвалидностью — врожденной и приобретенной — побегут устраиваться на работу, как только мы рассказали о старте проекта. Но люди настороженно относятся к подобным проектам, и на первом этапе было достаточно тяжело. Теперь же работает сарафанное радио. Среди людей с инвалидностью много действительно талантливых, но недооцененных ребят. Все эти люди могут полноценно работать, важно понимать специфику и давать шанс. Когда мы только запускали проект, думали, что будет работать только с «колясочниками», но в итоге у нас в команде люди с любыми видами инвалидности».
«Среди клиентов Everland есть и крупный бизнес (Сбербанк, ВТБ, X5, Билайн), и небольшие компании, и НКО. Они заказывают коммерческие продукты — motion-ролики, юридические услуги и сайты, — и не делают нам скидок в части качества. Социальная составляющая — это просто приятный бонус, который помогает получить заказ, войти в пул партнеров, что особенно важно при сотрудничестве с крупным бизнесом. Заказы мы делаем на равных с конкурентами».
Сейчас Everland — это все-таки микс между благотворительностью и социальным предпринимательством. Многое пока оплачиваем из своего кармана. Люди и их изменения — это очень дорого. Наши клиенты не готовы платить за социальную составляющую 100-200% к стоимости, им нужен просто продукт или услуга по обычной для рынка стоимости. Мы встречали такие оценки иностранных экспертов, когда соотношение 30% благотворительных денег и 70% заработанных — это хорошие показатели для такого проект, но достичь операционного нуля все-таки хочется. Социальный бизнес — очень сложное и дорогое явление, он тяжело регулируется и имеет много рисков. В отличие от обычного бизнеса вложения в людей сложно окупаются. Зато есть и свои плюсы — сразу видна эффективность, стоит ли что-то за словами.
Что поддерживает? Команда и наши сторонники. Работа дает так много — это не только про материальный статус. Например, сотрудники, пришедшие в первый год стали чувствовать себя увереннее: кто-то начал путешествовать, впервые в жизни поехал на море или озаботился здоровьем. Первые деньги на сборе дали именно сотрудники.
За два года команда инициировала много социальных медийных инициатив — комиксы, спецпроекты и исследование о доступности сферы услуг для людей с инвалидностью DisQuestion. Благодаря активностям клиенты и партнеры задумываются о сотрудниках с инвалидностью в командах и о том, насколько удобных их услуги и сервисы.
Ольга Барабанова
cооснователь проекта Kinesis
«Мне всегда хотелось делать что-то, в чем будет больше смысла, чем деньги ради денег»
В октябре 2018 года Ольга с мужем запустили собственное производство легких и компактных колясок из карбона для людей с инвалидностью.
«Я несколько лет была волонтером в детском хосписе «Дом с маяком», а до этого — училась на одном курсе с Лидой Мониавой и читала ее блог. И мне всегда хотелось делать что-то, в чем будет больше смысла, чем просто деньги ради денег. Все это время видела очень много детей на колясках. Например, в детском хосписе есть подопечные, которые не могут ходить сами, это дети с разными диагнозами. И спинально-мышечная атрофия, и атрофия Дюшена, и ДЦП в разных формах. Я видела, как сложно им самим, как сложно их мамам с этими колясками, и думала, что поможет изменить эту ситуацию и как сделать жизнь людей лучше. Для меня Kinesis это история про свободу».
«Коляска должна быть красивой, удобной, многофункциональной и легкой,
как любой гаджет, а не уродливым предметом весом 25 кг, из которого торчат болты и железки».
«Мы общаемся с эрготерапевтами, которые помогают адаптировать коляски под разные особенности и виды инвалидности. Открыли ремонтную мастерскую, где можно отдать в ремонт коляску любого производителя и на время ремонта получить временную (все, как в настоящем автосервисе). Сейчас коляски подходят только для активных людей, которые могут работать руками. Это не электрическая система, там нет возможностей для инвалидов-шейников. В планах адаптация моделей для разного вида травм и создание электропривода.
Мы даже начали краудфандинговую кампанию для тех, кто не может позволить себе покупку такой коляски. В следующем году планируем раз в месяц делать благотворительные коляски, а также создадим на сайте опцию «подвешенной коляски». Планируем нанимать людей с ограничениями движения, выращивать команду».
«В мире у нас всего три конкурента. И у них лист ожидания начинается от трех месяцев. У нас есть возможность делать коляски очень быстро — в течение десяти дней, но через год хотим делать коляски быстрее — за семь».
«Для меня Kinesis это история про свободу».
«Сейчас я не вижу больших отличий между обычным бизнесом и социальным. Ни у кого нет заинтересованности в проекте, кроме меня: ни со стороны государства, ни от партнеров. Нет налоговых льгот и другой поддержки, но в перспективе мы будем искать эти возможности — и государственные субсидии, и гранты. У нас уже есть один заказ от Паралимпийского комитета, и будем обсуждать с ними возможности госзаказа».