Путешествие Мадонны в Россию

Италия — дом нашей души. Мы любим тосканские пейзажи и великие итальянские музеи, и сегодня расскажем о почти кругосветном путешествии одной картины из собрания Галерей Уффици.

Мог ли Сандро Ботичелли представить, что однажды его «Мадонна делла Лоджиа» отправится во Владивосток, потом — в Санкт-Петербург, а через полгода вернется в родную Флоренцию?

Мы поговорили с теми, кто принимал участие в этом проекте. Это Паскуале Терраччано, посол Италии в России, Айке Д. Шмидт, директор Галерей Уффици во Флоренции, Алена Даценко, директор Приморской государственной картинной галереи во Владивостоке, Зоя Купцова, один из кураторов выставки в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Симоне Тодоров ди Сан Джорджио, генеральный управляющий итальянской компании MondoMostre, организационного партнера выставки.

КАК РОДИЛАСЬ ИДЕЯ

В ноябре 2017 года Алена Даценко, директор Приморской государственной картинной галереи, на Санкт-Петербургском международном культурном форуме встретилась с командой компании MondoMostre. За чашкой кофе в эрмитажном кафе говорили о возможности показать итальянские шедевры из музейных собраний во Владивостоке. Это был бы первый опыт сотрудничества Приморской картинной галереи с европейским музеем.

Сейчас, вспоминая встречу почти трехлетней давности, Алена признается, что в те минуты разговора не очень верилось, что все это можно осуществить: «В феврале 2018 года коллеги из MondoMostre приехали во Владивосток — познакомиться с нашей галерей и городом. Тогда же окончательно утвердились в решении, что стоит начать наш первый межмузейный проект с представления одного шедевра, тем более что так далеко в России выставки из музеев Италии еще не проходили. Через некоторое время нам сообщили, какие произведения готовы предоставить нам итальянские музеи: «Мальчик укушенный ящерицей» и «Святой Иоанн Креститель» Караваджо, «Саломея с головой Иоанна Крестителя» Тициана, несколько произведений Джованни Беллини и Сандро Боттичелли и другие шедевры из музеев Рима, Флоренции, Венеции, Вероны. Мы выбрали «Мадонну делла Лоджиа»».

Мадонна делла Лоджиа. Фрагмент © Gabinetto fotografico delle Gallerie degli Uffizi

Начались переговоры с музейщиками Галерей Уффици. Около двух месяцев ушло на то, чтобы осмотреть произведение, убедиться в его сохранности и в том, что работа готова преодолеть путешествие в одиннадцать тысяч километров. Как потом сказал директор Галерей Уффици Айке Д. Шмидт, это первое столь дальнее путешествие Боттичелли: «Для итальянского государственного музея предоставление произведения искусства на выставку за рубежом — сложная процедура, которая должна осуществляться по согласованию между самим музеем и Министерством культуры. Но прежде, чем начать бюрократические и юридические процедуры, кураторы и реставраторы должны были проверить состояние картины и выяснить, может ли она вообще путешествовать. Конечно, мне сообщали обо всех этапах и результатах, поскольку я должен принять окончательное решение. Честно говоря, отправить в такое далекое путешествие картину Боттичелли — очень большая ответственность. Но в этом случае я был совершенно спокоен, потому что знал, что во Владивостоке и в Санкт-Петербурге она будет в руках высочайших профессионалов».

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕЛЕТ

Симоне Тодоров ди Сан Джорджио, генеральный управляющий компании MondoMostre, которая занималась организацией всех переездов «Мадонны», говорит, что организация выставки одной картины требует почти такого же количества времени, усилий и самоотдачи, что и крупного выставочного проекта. Чтобы «Мадонну делла Лоджиа» смогли увидеть во Владивостоке и Санкт-Петербурге, потребовалось два года подготовки.

«Каждый шаг — транспортировка картины, оформление экспозиции, открытие выставки — должен быть одобрен участвующими в организации сторонами, это длительный и деликатный процесс. Нам нужно было пройти все стандартные процедуры: получить официальные разрешения от Министерств культуры и таможенных органов как в России, так и в Италии, а потом собрать документы, необходимые для перевозки картины в Россию».

«Мадонна делла Лоджия» была застрахована с учетом всех требований и получила так называемый полис «all risks», стандартный для произведений искусства музейного уровня. Он защищает ото всех возможных инцидентов. Когда все бумаги и формальные процедуры были позади, началось само путешествие. Художественные шедевры переезжают в специально сконструированных для этого ящиках, в которых поддерживается постоянный уровень температуры и влажности. Это одно из основных требований при транспортировке. В дороге произведение всегда сопровождает курьер (представитель музея, в коллекции которого находится картина) и служба охраны.

Торжественная встреча «Мадонны делла Лоджиа» во Владивостоке

Первым перелетом Мадонны стал маршрут Рим — Владивосток с пересадкой в Москве. Вспоминает Алена Даценко: «В 2019 году в августе было очень много дождей и тайфунов, причем настолько сильных, что подтопило немало территорий Приморского края. И вот представьте, во Владивостоке ночь, дождь льет как из ведра, уже вылетел самолет из Москвы во Владивосток, утром местные СМИ пестрят сообщениями, что подъезд к аэропорту затоплен, люди не могут добраться, опаздывают на рейсы, а мои коллеги, совместно с вооруженной охраной компании «Спецсвязь» направляются в аэропорт, чтобы принять ценный груз и доставить его в галерею! Я не спала всю ночь: очень переживала, сядет ли самолет во Владивостоке с такими плохими погодными условиями, или его отправят в Хабаровск; как проедут машины «Спецсвязи», если подъездная дорога затоплена? Самым кошмарным представлялось, что вот сейчас наша итальянская коллега из галерей Уффици приземлится, увидит весь это ужас и сообщит своему руководству, что здесь нельзя ничего делать, нужно произведение транспортировать обратно. К счастью, все прошло благополучно, мне присылали видео и фото в WhatsApp о том, как проходит разгрузка».

ПОЧТИ ДВА МЕСЯЦА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Под выставку «Мадонны делла Лоджия» в Приморской галерее отдали зал площадью 300 квадратных метров — хотелось представить произведение обособленно, чтобы другие работы не соседствовали с Боттичелли.

«Мадонна делла Лоджиа» в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Фото: Александр Борисенко

«Мы разделили зал на несколько зон, в которых рассказывалось о знаменитом семействе Медичи, о банковской культуре, об эпохе Ренессанса, о жизни Сандро Боттичелли, о галереях Уффици, – говорит об идее экспозиционного пространства выставки Алена Даценко. – В средней зоне сходились четыре арочные, светящиеся мягким рассеянным светом конструкции. В месте, где колонны арок соединялись в своеобразный пучок, находился модуль с тактильной копией картины. Только после того, как зритель проходил под арками, он попадал в последнее пространство, где была представлена, как сокровище, «Мадонна делла Лоджиа». Точечная подсветка, когда световое поле выстроено строго по периметру произведения, создавала уникальный эффект свечения и придавала этому пространству ощущение какой-то особенной сакральности.


«Мадонна делла Лоджиа» в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Фото: Александр Борисенко

Меня наполняла гордость, когда на пресс-конференции и потом во время открытия выставки директор Галерей Уффици Айке Шмидт обратил внимание на то, как тонко, через белые арочные конструкции, разыграна тема лоджии.

Работа Сандро Боттичелли экспонировалась чуть меньше двух месяцев, и все это время наши реставраторы внимательно следили за ее состоянием. Больше всего боялись нашей приморской повышенной влажности. Картину бережно поместили в специальный климатбокс, который прибыл вместе с ней из Флоренции. В залах работали осушители, которые поддерживали температурно-влажностный режим на необходимом уровне. После окончания выставки картину осмотрели наши реставраторы и коллеги из Уффици — все было в порядке. Я очень рада, что партнерство с Италией продолжается, и осенью 2020 года мы представим ведуты — пейзажи XVIII века — из собрания музея Интеза Санпаоло в Виченце».


«Мадонна делла Лоджиа» в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Фото: Александр Борисенко


«Невозможно изучать искусство по репродукциям. Ни одна из них не вызовет тот сгусток эмоций и переживаний, которые испытываешь, находясь наедине с подлинным произведением. Я верю, что в работе, созданной художником с неистовой любовью к своему делу, искусству, сохраняется частица души мастера. Через прикосновение кисти к холсту эти импульсы проникают в красочные смеси, рисунок, линию, и в итоге дают нам то, что мы подчас не в силах объяснить, но из-за чего можем часами стоять перед полотнами мастеров, как завороженные», — говорит Алена Даценко.

«Несомненно, выставка «Мадонна делла Лоджиа» Сандро Боттичелли — это ценная возможность представить выдающуюся красоту итальянского искусства на российском Дальнем Востоке, где посольство Италии в Москве до этого никогда не проводило выставок образцов нашего художественного искусства. Вот почему это событие стало уникальным и имело большое символическое значение, ведь нам удалось привезти нашу культуру в самый отдаленный от Москвы регион и позволить получить к ней доступ многочисленным любителям итальянского искусства. Проект оказался возможен благодаря поддержке генерального спонсора ПАО «Сбербанк»», — добавляет Паскуале Терраччано, посол Италии в России.

Осмотр «Мадонны делла Лоджиа» специалистами

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В ГОСТЯХ У ЛЕОНАРДО

В Эрмитаже Сандро Боттичелли оказался «в гостях» у Леонардо да Винчи. Зоя Купцова, один из кураторов выставки в Государственном Эрмитаже, рассказывает, как это произошло: «Вообще, в зале Леонардо да Винчи в Старом Эрмитаже никогда не бывает временных выставок. В нем экспонируются четыре картины: две из них принадлежат Леонардо, две другие — кисти его учеников и последователей. Это постоянная экспозиция шедевров итальянской коллекции живописи. Она сложилась в 1920-е годы и почти никогда не менялась.

В 2019 году отмечался юбилей — 500-летие со дня смерти Леонардо да Винчи, и наши картины в рамках межмузейного обмена и сотрудничества уехали на гастроли. Для Эрмитажа это исключительное событие: картины Леонардо да Винчи покидали Эрмитаж более 30 лет назад, но одна из них всегда оставалась в музее.

Именно тогда возникла идея показать произведение Сандро Боттичелли в зале Леонардо. Ведь его творчество неразрывно связано с Флоренцией, в том числе с Боттичелли. Сандро, старший коллега, какое-то время работал в мастерской Андреа Верроккьо, где в то же самое время набирался опыта юный Леонардо.


Открытие выставки «Мадонна делла Лоджиа» в Эрмитаже


Сложность была в том, что зал Леонардо да Винчи не предусматривает временных выставок. Это исторический зал, роскошный парадный интерьер которого создавался в середине XIX века. Он расположен в парадной анфиладе с окнами на невскую панораму, он проходной, имеет три выхода и насыщен декором и произведениями искусства. В этом зале нет свободных стен. Мы поступили нестандартно: всю вспомогательную информацию о выставке представили на мольбертах. Кроме того, нужно было пересмотреть интенсивность света, рассчитанного на картины Леонардо да Винчи. Наши произведения выставлены с соблюдением необходимой интенсивности LUX, но итальянские партнеры высказали пожелание понизить интенсивность до почти естественного освещения.


«Мадонна делла Лоджиа» в Эрмитаже, фото: Екатерина Степанова



В новых витринах для картин Леонардо сейчас можно настроить любой свет и подчеркнуть отдельные детали произведения. Здесь есть независимая система контроля и настройки климата, своя световая система. Витрина полностью герметична, как сейф, туда не проникает пыль, а специально нанесенное на поверхность защитное покрытие гасит ультрафиолетовое излучение. Само стекло в витринах — это особое музейное стекло, которое делается специально на заказ по сложной технологии, несмотря на свою мощь и толщину оно прозрачное и с пониженным отражением света.


Посетители выставки оценили тактильную копию. Никто и не думал, что 3D-копия привлечет такое число желающих прикоснуться к произведению. Копию разместили в стороне, чтобы дать возможность смотреть оригинал».

Тактильная копия картины «Мадонна делла Лоджиа»

ПУТЬ ДОМОЙ И ОТДЫХ

Человеку нужно обычно несколько дней, чтобы после путешествия включиться в привычный ритм жизни. Картине по музейным правилам требуется два года. Мы знаем, что «Мадонна делла Лоджиа» в конце февраля благополучно добралась до Флоренции, и сейчас отдыхает после долгого путешествия.

О возвращении домой говорит директор Галерей Уффици Айке Д. Шмидт: «
По возвращении во Флоренцию произведение искусства прошло все необходимые процедуры для анализа состояния сохранности. Сейчас она в хранилище.

Этот тур Боттичелли стал уникальным. Картина путешествовала будто по мосту между Европой и Азией, достигла другой стороны планеты, чтобы донести до людей универсальное послание о любви матери и ребенка. У каждого зрителя возникают свои отношения с этой картиной. Я вижу в Мадонне делла Лоджия истинный дух флорентийского Ренессанса, который и сейчас чувствуется в каждом уголке Флоренции и в ее жителях. Изысканная элегантность в простоте: на картине одежда украшена золотом, но нужно внимательно присмотреться, чтобы найти его рассеянный блеск. Оформление лоджии отражает гений тогдашней архитектуры: идеальные пропорции, выполненные в обычном сером песчанике. Каждая деталь выражает солидное богатство, но также и волшебный, мистический мир. И в этой двойственности, вероятно, заключается поразительное очарование картины: меня завораживает сочетание религиозной темы и ее мирского исполнения. Дева Мария изображена как красивая, изысканная, молодая женщина, которая открыто выражает свою материнскую любовь к ребенку, а он прижался к ней с огромной нежностью и теплом. Торжественная элегантность, сдержанная палитра, строго прорисованная композиция усиливают чувственную интенсивность сцены. Глядя на эту картину, можно многое узнать не только об итальянском искусстве, но и о самой Италии, ее жителях и, прежде всего, Флоренции».

Сандро Боттичелли. Мадонна с Младенцем, или Мадонна делла Лоджиа. Ок. 1466-1467. Галереи Уффици © Gabinetto fotografico delle Gallerie degli Uffizi

Cправка о картине: «Мадонна делла Лоджиа» — одна из ранних работ Сандро Боттичелли, созданная около 1466-1467 гг. В творчестве художника в те годы и, в частности, на этом полотне, заметно влияние его учителя Фра Филиппо Липпи, тем не менее его собственный уникальный стиль уже проявляется. Боттичелли выбирает тему вневременных ценностей, изображая любовь матери и ребенка, соединенных нежным объятием. Этот канон возник более тысячи лет назад. В византийской иконографии такое изображение Богоматери с младенцем называется Гликофилуса, или Сладко любящая. В России более распространено другое название — Элеуса, Богоматерь Умиление.

Фото: предоставлены пресс-службами

Материал обновлен: 17-06-2021