Путешествие вещей

Они окружают нас повсюду. Немые и одновременно красноречивые, покоящиеся и в то же время движущиеся, созданные нами, но и творящие нас. Чашки и чайники, абажуры и кресла, зеркала и лестницы, комоды и чемоданы, башмаки и туфли, шинели и платья, пуговицы и корсеты, кольца и браслеты… Одним словом, ВЕЩИ… Живые, умные, во многом похожие на нас, в тайну которых верят лишь сказочники и дети, и еще, быть может, дизайнеры.

Но стоит разбудить воображение, поднять со дна бессознательного забытые воспоминания, заглянуть в недра мифологических текстов мировой культуры, перечитать страницы давно известных книг, по-новому взглянуть на полотна мастеров мировой живописи, обратить внимание на бутафорское насыщение современной театральной сцены, задержать свой взгляд на давно известном домашнем интерьере, вглядеться пристальнее в знаменитые кинокадры, подобрать к ним символические и метафорические ключи, и… мы тоже станем сказочниками и детьми. И еще дизайнерами своего собственного внутреннего пространства, поверив в живое присутствие вещей!

Я с радостью приглашаю вас в культурологическое странствие по знакомым «местам», где живут умные вещи.


Лекция 1
Остановка первая: ЗЕРКАЛЬНОЕ

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда вам путь
И где пристанище….

М. Цветаева

Феномен вещи в зеркале философии (Лосев, Хайдеггер). Вещи как зеркальные проекции человека. Функции и свойства «художественных зеркал». Мифологические зеркала («феномен Нарцисса») и зеркала романтиков, их влияние на образ зеркала в живописи (Ван Эйк, Веласкес, Дали) и литературе (Набоков, Бунин, Льюис Кэролл). Зеркальные метафоры в кинематографе (Кокто, Тарковский, Вырыпаев).


Лекция 2
Остановка вторая: ЦИФЕРБЛАТНОЕ

Огромная, черная стрела часов, застывшая перед своим ежеминутным жестом, сейчас вот дрогнет, и от ее тугого толчка тронется весь мир…

В. Набоков.

Категория времени в культуре, его качества и состояния в художественном мире, морфология и геометрия часов-времени. Психология времени и включенность часов в объектно-архитектурный контекст. Образы часов в музыке (философия контрапункта в средневековой музыке и феномен рег-тайма в джазе), живописи (Шагал, Дали), кинематографе (Бергман, Бертолуччи, Долдри), литературе (Набоков, Бродский, Каннингем).


Лекция 3
Остановка третья: ЧЕМОДАННОЕ

Давай поедем в город,
Где мы с тобой бывали.
Года, как чемоданы,
Оставим на вокзале…

Д. Самойлов.

Чемодан как атрибут путника в художественной культуре. Могут ли шкафы (в том числе книжные), комоды и шкатулки стать одомашненными разновидностями багажа? Могут ли окружающие вместилища человеческих мелочей провоцировать нас на кочевничество или оседлость? Способны ли мы разложить по полочкам и отделениям скраб собственных мыслей, чувств и эмоций, осуществив своеобразную «психологически-чемоданную» ревизию? Достоевский и Довлатов, Гоголь и Цветаева, Одоевский и Уэллс, Толстой и Сэлинджер о чемоданах, табакерках, кошелках, сумках, тюках и коробках…


Лекция 4
Остановка четвёртое: БАШМАЧНОЕ

…И вдруг туфли подняли его на воздух и быстро, как ветер, побежали по облакам.

В. Гауф

Тайна фамилии гоголевского персонажа и крестьянских ботинок Ван Гога, туфельки Золушки и башмаков Герды; психология красных туфель в современной индустрии моды; культурно-стихийные противоположности башмаков по содержанию, материалу, свойству, цвету, способу передвижения…


Лекция 5
Остановка пятая: ИГРУШЕЧНОЕ

Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало её шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что Мари могла любоваться им со всех сторон…

Э. Т. А. Гофман. Щелкунчик и мышиный король

О сильных и слабых вещах (Топоров). Об игре как форме и истоке культуры (Хейзинга). О сакральном и мифологическом в игрушечном пространстве. О декоративных и полезных игрушках в литературе и искусстве. О живых игрушках, о феномене материала, из которого сделаны игрушки, — о камне, стекле, дереве, ткани и тесте. О елочных украшениях на рождественских литературных ёлках (Гофман, Диккенс, Пастернак, Цветаева, Синявский).