Родина русского стиля. Музеи и мастерские Иваново и Палеха

Чуть меньше четырех часов на «Ласточке» – и вот вы разглядываете резные ставни, яркий ситец, интерьеры «итальянского палаццо» и видите, как привычные «шкатулочные» мотивы преобразились в работах художников нового Палеха.

ВОКЗАЛ В СТИЛЕ КОНСТРУКТИВИЗМА

Приехать в Иваново стоит хотя бы для того, чтобы увидеть крупнейший в стране железнодорожный вокзал в конструктивистском стиле, построенный в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского. Это один из самых удачных реставрационных проектов в России последних лет, осуществленный по инициативе и при участии Российских железных дорог и Правительства Ивановской области московским архитектурным бюро Faber Group.

Фото: Варвара Гертье

Плоская крыша, круглые окна, ленточное остекление, полукруглые выступающие объемы и отсутствие украшательств на фасаде, а внутри – деревянные лавки, метлахская плитка, отреставрированные мозаики, панно и главное – свет из огромных окон заливает серо-голубые стены. Здание основательно, но будто парит. В одном из залов ожидания теперь проходят выставки, кинопоказы и лекции.


МУЗЕЙ ИВАНОВСКОГО СИТЦА

Фото: Музей Ивановского ситца

Оригинальный орнамент колонн вокзального зала можно отыскать в Музее ивановского ситца в особняке фабриканта Дмитрия Бурылина. Коллекция в полмиллиона тканей переворачивает сложившееся представление о русском дизайне – принты, цвета, мотивы такие, что начинает казаться, будто дизайнеры Etro, Prada и Hermes заезжали в Ивановские мануфактуры за вдохновением. Собранная почти 30 лет назад, она экспонирована на уровне мировых музеев дизайна. Если Манчестер – родина британского стиля, то Иваново – русского, хоть мы давно перестали это замечать.

Поддержать тему русского Манчестера в Иванове можно, остановившись одноименной гостинице сети Best Western.


МУЗЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИСКУССТВА

Далее отправляемся рассматривать личную коллекцию фарфора, оружия, монет, мебели и скульптуры Бурылина в Музее промышленности и искусства.

Основатель и первый директор музея – иваново-вознесенский меценат, фабрикант Дмитрий Геннадьевич Бурылин – мечтал познакомить русскую провинцию с мировой культурой и страстно собирал коллекцию, в которой есть даже античные предметы. Он построил для нее отдельный особняк в неоклассическом стиле «итальянского палаццо» по соседству с домом, где жил сам. Чтобы в любой момент иметь к коллекции доступ, соединил два здания подземным коридором. По ссылке удобный путеводитель по экспозиции.

Для проверки знаний промышленного дизайна пройдите тест, составленный заведующей музеем, экскурсоводом Галиной Алевтиновной Каревой: https://arzamas.academy/materials/1594


ПАЛЕХ

От Иваново до Палеха 60 км, это около часа езды на автомобиле. Дальше – гулять пешком по небольшому поселку, сохранившему камерность.

До образования в 1918 году Иваново-Вознесенской губернии, ведущие иконописные города-артели – Холуй, Мстёра и Палех – были частью Владимирской губернии, что определило их художественную жизнь, лицо и характер. Самый знаменитый из них – Палех, ровно сто лет назад, в 1921 году, стал ивановским. Тогда же будущий гений места, художник Иван Голиков начинает применять техники иконописной школы на изделиях из папье-маше. Это сохранит город-артель в перипетиях времени, прославив его узнаваемой и сегодня миниатюрой.

 

Весь XX века палешане сохраняли свою школу, мастерские не прерывали традицию и продолжали работать, полностью переключившись на миниатюру. Однако сюжеты советских художников на шкатулках по-прежнему выглядели по-библейски: склоняющиеся в поле жницы походили на апостолов, а рожь напоминала о таинстве евхаристии. Посвященный профессии город сумел ею сохраниться.


КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР

 

Центральный собор города принадлежит руке зодчего Егора Дубова, увековечившего свое имя аршинной печатью на белокаменной стене. Купола, выкрашенные, как говорят местные жители, случайным образом в фиолетовый цвет со временем выцвели до лавандового – выглядит неожиданно и невольно заставляет улыбнуться.

Фресковая стенопись храма не только сохранена – к каждому фрагменту подписана книга Евангелия, глава и номер стиха. Такой QR-код 19 века, как будто мастера позаботились о том, чтобы мы сегодня могли загуглить цитату.

Местная природа во многом определила местные художественные традиции – она зашифрована в составе натуральных красителей, в структуре орнаментов, в пространстве иконописных сюжетов и даже в изготовлении кистей. Для них использовали шерсть хвоста августовской белки, молодой подшёрсток был тонок и нежен, и кисть из него позволяла выполнить тончайший мазок, который так ценен в миниатюрах.

МАСТЕРСКИЕ ХУДОЖНИКОВ

В Палехе сработал закон метафизики места, оно притягивает молодых художников. Знаменитую Палехскую школу хранят местное художественное училище и частные мастерские, а также музеи, в необыкновенной для маленького города концентрации: палехского искусства, лаковой миниатюры, иконы, дома-музеи художников.

Сами здания мастерских, где артель работала в советское время, были на грани разрушения. Сегодня они отреставрированы (
@masterskie_palekh) и открыты как арт-пространство. Это результат появления новых художественных проектов: «Русская Нарния» (@ru_narnia), «Созвездие Редис» (@cosmo.redis), работ художников Яра Пикулева (@palekhchalo), Марины Галкиной (@gm_galkina), Андрея Задерий (@clayplay.az).

Художники, дизайнеры и декораторы объединения «Созвездие Редис» организовали в арт-центре фестиваль и территорию творчества «Русская Нарния» (@ru_narnia), проводят выставки и мастер-классы. А еще они занимаются проектом «Палисад» – делали одноименную выставку в Музее Палехского искусства, расписывают брошенные и разрушенные деревянные дома так, будто в них еще теплится жизнь. Такое современное палехское граффити должно обратить внимание на буквально превращающееся в пыль традиционное архитектурное наследие региона.

 

Фотографии предоставлены АНО «Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области», фотограф Александр Бормотин.