Текст: Саша Гирший
Обложка: кадр из фильма «Сказки о маме» режиссера Софьи Горленко
Саша Гирший, куратор Школы Seasons и скромный кинолюбитель, поделилась небольшой подборкой российских фильмов 2000-2010-х годов — хорошо известных, которые хочется пересмотреть и открыть для себя заново. И таких, которые могли пропустить даже искушенные зрители.
Россия, Германия, Япония, Канада, Финляндия, Дания, 2002
В ролях: Мария Кузнецова, Сергей Дрейден, Леонид Мозговой
Я включила «Русский ковчег» в подборку, обнаружив парадокс: очень многие о нем слышали, но мало кто смотрел. Возможно, мое напоминание поможет тем, кто мучится в раздумьях, с каким фильмом провести свой вечер.
Это медленная костюмная драма-путешествие по Эрмитажу на 300 лет назад, снятая одним кадром (1,5 часа экранного времени!). Вместе с рассказчиком-Незнакомцем и его таинственным спутником с голосом Сокурова мы прогуливаемся по залам Зимнего дворца. Князья, императоры, шпионы, дворецкие, советники, маршалы оживают на наших глазах, и мы становимся невольными свидетелями их частной жизни, погружаясь в «большую» историю страны.
Россия, Украина, 2004
В ролях: Рената Литвинова, Алла Демидова, Ута Кильтер, Георгий Делиев
Напомню еще об одном фильме, который можно смотреть и пересматривать бесконечно. Вдруг вы его еще не видели? Тогда по-хорошему вам завидую.
Легкая плутовская комедия, сюжет которой основан на мемуарах сыщика царских времен. Все герои этого фильма — две пожилые дамы против двух проходимцев — напоминают гоголевских персонажей. Лина (Рената Литвинова) и Андрюша (Георгий Делиев) живут аферами — им вечно нужны деньги, а честно зарабатывать они и не думают. Герои ни плохие, ни хорошие, ни добрые, ни злые — настоящие трикстеры. Они разрабатывают изящный план ограбления двух интеллигентных дам — Любы (Нина Русланова) и Анны Сергеевны (Алла Демидова). И начинают с проникновения Андрюши в дом женщин, которые наивно думают, что пустили на порог настройщика фортепиано.
Россия, 2018
В ролях: Василий Попов и жители Кенозерского национального парка
«Сказки о маме» — фильм, который несправедливо остался незамеченным. Тем интереснее посмотреть его сейчас, когда мы ищем культурный код, свою идентичность, обращаясь к русскому фольклору. Василий Попов — главный герой фильма и проводник в сказания Русского Севера, густо населенные лешими, русалками, водяными. Он умело балансирует между чудом и реальностью — не играет, не пугает, а будто ведет тихий диалог со зрителем, подслушивая тайны родных мест. Этот мир наших прабабушек и прадедушек открывается, становится живым и осязаемым.
Россия, 2011
В ролях: Вера Строкова, Алексей Подольский, Станислав Барецкий
Этот фильм — четыре новеллы, каждая из которых посвящена одной теме — любви, дружбе, уважению, сотрудничеству. Их герои встретятся в Симеизе, в чудаковатом кабаре «Шапито-шоу» и станут его главными артистами, сами о том не подозревая. Это музыкальное драмеди — сплошной постмодернизм, в котором интеллектуальные отсылки к музыке и литературе перемешаны с глупыми шутками, серьезное становится абсурдным, а нелепое и смешное оказывается вовсе не шуткой. И тем отчетливее на этом фоне проступают истории людей, которые преодолевают собственные страхи, борются с неудачами и трудностями, томятся в надеждах об успехе и славе, мечтают о любви.
Россия, 2019
В ролях: Виктория Мирошниченко, Василиса Перелыгина, Андрей Быков
Кантемир Балагов, ученик мастерской Александра Сокурова, обращается к сложной и тяжелой теме: может ли человек, побывавший на войне, изжить ее из себя. Две главные героини-фронтовички — Ия, прозванная Дылдой за высокий рост, и ее подруга Маша — возвращаются в родной Ленинград. Он, разрушенный и бесприютный, и они, потерянные и опустошенные, становятся равными собеседниками. Истории подруг — попытка найти себя и обрести покой. Конечно, это не легкое кино на вечер. Балагов во многом основывается на книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» с монологами женщин, прошедших через войну 1941-1945 годов.
Но фильм интересен не только тем, что в нем исследуется такая глубокая и сложная тема. У него особенный художественный язык: необычная цветовая гамма (зеленый и ржаво-красный), «документальность» — включение случайно подслушанных разговоров в трамвае, коммуналке, на улицах создают эффект присутствия зрителя, делают повествование совершенно реальным. Невероятные актерские работы, особая образность и метафоричность, отсылающая к полотнам великих художников — описывать достоинства этого фильма я могу бесконечно, но умолкаю: лучше один раз увидеть.
Россия, Франция, Латвия, Великобритания, 2014
В ролях: Виктория Мирошниченко, Василиса Перелыгина, Андрей Быков
Эта кинокартина, снятая по пьесе Тургенева «Месяц в деревне», во многом уникальна. Ракитина здесь играет Рэйф Файнс, известный всем по роли Волан-де-Морта в «Гарри Поттере». И здесь он говорит на превосходном русском языке! А еще этот фильм — первая экранизация пьесы, которая прежде ставилась только в театре. «Две женщины» стоит посмотреть еще и для того, чтобы полюбоваться на то, с каким вниманием к духу времени, исторической точностью выстраивается каждый кадр. Одна только точная копия флакона духов Imperial из XIX века, присланная Guerlain, чего стоит! Украшения, костюмы из винтажных тканей, прически были воссозданы по старинным фотографиям и гравюрам.