Серьезная работа: разговор с самым известным в мире больничным клоуном Пэтчем Адамсом

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Интервью взяли: Мария Жаворонкова и Мари Губиева
Иллюстрации: Ольга Бонитас
Фото обложки: Медиамакс

Пэтч Адамс — доктор медицины и больничный клоун, работающий в горячих точках, лагерях для беженцев и детских домах по всему миру. Про него снят голливудский фильм «Целитель Адамс» (1998), в котором роль Пэтча исполнил Робин Уильямс. Кто такие больничные клоуны, в чем смысл их работы, как построить бесплатную больницу, почему лекарства не помогают вылечиться — приводим избранные цитаты из нашего разговора.

Полностью интервью читайте в новом зимнем номере Seasons of Life №66. Купить его вы можете в нашей студии на Петровке, на маркетплейсах Ozon, Wildberries и у дистрибьюторов

Как смешить людей

Я всегда ношу с собой клоунский нос — это моя аптечка первой помощи, если по пути встречу того, кого нельзя оставить одного. Случалось, что мне приходилось вмешиваться в драку на парковке, заступаться за женщину, на которую муж бросается с кулаками. И хочу сказать, что мой дурацкий нос, который всегда суется не в свои дела, меня ни разу не подводил.

В студенческую пору я сам себе устраивал обучающие курсы. Специально ездил в лифте, стараясь за минуту разговорить или рассмешить тех, с кем оказывался в кабинке. Я не уходил из бара, пока не выслушивал истории всех завсегдатаев. Я хотел понять, каково это — быть другим человеком. Могу ли я его понять? Можем ли мы, люди, друг друга понять?

Депрессия и одиночество

Клоунада — это проявление любви, возможность  настоящего человеческого контакта. И то, чего в медицине очень не хватает. В жизни нашей не хватает. Мне кажется, настоящее название депрессии — одиночество.

Мне больно видеть, как люди живут рядом и не замечают друг друга. Приходишь в гости на семейный ужин: стук ножей и вилок, никто слова не обронит, все уткнулись в свои телефоны. Хочется закричать: «Да посмотрите же вы друг на друга!»

Иногда человеку нужны не таблетки, а чтобы кто‑то наконец его услышал и обнял.

Бесплатная сельская больница

Три водопада, огромное озеро, горы и деревья — это был рай. Мы построили бесплатную сельскую больницу на 40 мест и назвали ее Первой шутовской больницей. Нет, лечили мы не понарошку, по‑настоящему, но у нас были костюмы шутов, мы устраивали рок-н-ролльные вечеринки, а еще занимались фермерством.

У нас было все, чтобы помочь человеку вернуться к себе: природа, возможность что‑то делать своими руками, книги, люди, которые готовы выслушать и рассмешить.

Мы долго отказывались от публичности: я считал, что слава — это кошмар. И все же ради дела дал согласие на то, чтобы о нашей больнице сделали фильм с любимцем всей Америки Робином Уильямсом. От проката фильма нам ничего не досталось, но мы стали известны, и пожертвований стало гораздо больше.

Как быть счастливым

Я принял решение быть счастливым, не позволять страданиям разрушать мою жизнь. Это осознанный выбор. Если не верите — попробуйте один месяц прожить как несчастный человек, а потом месяц — как счастливый. Вы увидите разницу.

Быть счастливым — это не значит не замечать, что происходит вокруг. Мой близкий друг сейчас умирает, мы дружим 50 лет и многое пережили вместе. Я поеду к нему, зная, что увижу измученного, обездвиженного старика с Альцгеймером. Я счастлив, что смогу проводить его. Но это не значит, что я не буду плакать.

Человеку нужен человек

К сожалению, мы не боги, чтобы прекратить все человеческие страдания немедленно. И все же мы что‑то можем сделать. Для начала — навести порядок в своем маленьком мире: в семье, на работе, в отношениях с близкими. Не странно ли, что так много людей с ума сходят от любви к домашним животным, но терпеть не могут родных?

Сейчас в школе учат куче информации и фактов. Важно ли, что ты знаешь столицы Европы, но не умеешь заводить друзей? Умеешь перемножать трехзначные числа в уме, но не можешь выслушать другого человека? Открыть для себя мир людей, увидеть, какой он разный, сложный, интересный, — разве это не самое главное?

Я писал письма осужденным на смертную казнь и думал, что если бы у них была такая потрясающая мама, как у меня, то, может, в их жизни все сложилось бы по‑другому. Не всем повезло с матерями, но нам может повезти друг с другом.

Иллюстратор этого материала Ольга Бонитас верит, что творчество доступно всем. Об этом ее проект «Мусорный скетчбук» — пространство для экспериментов с рисованием. Работая главным образом с акварелью, Оля любит комбинировать ее с другими материалами или использовать необычную бумагу, наблюдая как привычные методы преобразуются в новых условиях. В этом она видит волшебство живых материалов. Ее иллюстрации добрые и искренние, ей удается ловить атмосферу мест, настроения и характеры персонажей.

Для зимнего номера Оля нарисовала целителя Пэтча Адамса, как она его себе представляет — таким он и оказался во время нашего разговора в зуме. Было непросто совместить яркий внешний облик героя с его глубокими мыслями и идеями. Иллюстрации получились тонкими и деликатными, чудесно передающими образ милосердного клоуна и врача. Делимся комментарием художницы о работе над ними.

Ольга Бонитас

Ольга Бонитас

Художник, преподаватель акварели

К иллюстрированию материала про знаменитого Пэтча Адамса я готовилась заранее: посмотрела несколько его выступлений, прочитала его личную страницу в соцсети за последние пару лет. И, если честно, была очарована, он потрясающий. Единственное, чего я не стала делать, — смотреть художественный фильм о его жизни. Фильм — это авторское видение другого человека, мне же хотелось составить свое. 

Во время просмотра интервью Пэтча с командой Seasons я записывала слова и фразы, которые казались мне особенно важными. Во многом я опиралась на них, когда продумывала иллюстрации. Я думаю, что текст и визуальные образы должны работать вместе, но не повторять друг друга. Иллюстрации несут информацию так же, как и текст — это просто разные языки. Рисуя, я всегда задаю себе вопрос: «Что я могу рассказать нового неочевидного, чтобы помочь раскрыть героя и его мысли?» 

Эта история построена на контрасте акварельных пятен и карандашной линии. Акварель — мой любимый материал, я рада, что редакция поддержала этот выбор. Пятна паттернов созвучны сумасшедшим расцветкам рубашек Пэтча. Своей яркостью они создают особое настроение, но не отвлекают от иллюстраций, нарисованных в карандаше. Кстати, оставить карандашные рисунки мы решили не сразу. Ведь первое, о чем думаешь, когда представляешь Пэтча — это чудаковатая одежда и кричащие принты. Но, вынеся цвет за пределы иллюстраций, мы сконцентрировались на глубинном смысле его идей. И это оказалось самым верным решением.

Мне хотелось показать Пэтча таким, каким его увидела и почувствовала я сама — глубоким, вдумчивым человеком, проповедующим любовь и внимание к ближнему, для которого клоунада — это образ жизни и способ найти подход к любому человеку.

Читайте также:

Материал обновлен: 20-01-2023