Сергей Казарновский — директор московской школы «Класс-центр», где общеобразовательные предметы каждый день идут вместе с театральной и музыкальной школой, где детей учат не только знать, но и чувствовать. Мы поговорили с Сергеем Зиновьевичем о стремительном прыжке в онлайн-образование.
Когда-то мы решили сделать школу в атмосфере художественного, творческого дела, чтобы образование было настоящим, а это бывает тогда, когда образ связывается с фактом. Когда мы рассказываем детям не о том, чего они не знают, а делимся тем, что знаем сами. Чувствуете разницу?
В школьную общеобразовательную программу мы включили театральную и музыкальную школы. В советское время это образование называли «дополнительным», что в переводе на русский значит «необязательное». Но в классической гимназии занятия драмой, живописью и музыкой были обязательным условием обучения ребенка, который входит в этот мир. Потому что человек — существо эмоциональное, и развивать эту его природу совершенно необходимо. Когда творчеством занимаются все вокруг, создается определенная атмосфера. А атмосфера — это основной элемент содержания образования.
Столько этических проблем сразу становятся решаемыми, когда возникает эстетическая наполненность, когда человек эмоционально развит.
Из-за пандемии образование вылилось из стен классов и перетекло в онлайн. Дети оказались в привычном мире смартфонов и компьютеров, учителям сложнее. От них требуется невероятная адаптивность, умение работать без методических указаний и разработанных уроков. На мой взгляд, это обязательное качество учителя, но, к сожалению, обладают им немногие.
Нужно уметь придумывать, причем постоянно.
Олег Долин, педагог по актерскому мастерству в «Класс-центре», например, задал ученикам задание примерить образы эпохи Возрождения. Педагог по ИЗО Юля Великанова предложила детям нарисовать свою комнату в стиле Матисса. Эти истории провоцируют детей на самостоятельность, «учат учиться». Родители в новых условиях тоже в большинстве своем становятся педагогами, обсуждают задания с учителями, готовы помогать.
Проблема в том, что мы, по сути, дистанцируемся от того, кого учим. Педагог ведь всегда старается сократить дистанцию, чтобы ближе увидеть ребенка, его индивидуальность, понять, как правильнее его учить. Из-за дистанционных уроков все стали отдаляться.
Меня иногда спрашивают, что должна делать школа с ребенком полезного, чтобы, когда он ее закончит, это ему пригодилось? Я отвечаю: «Школа должна научить его получать удовольствие от всего, чем он занимается. Даже если ему это не всегда интересно».