Основательница бренда Woolberry Катерина Сполитак рассказала Seasons, как возникла идея шить сумки из натурального войлока и при чем тут Zero Waste.
Не могу сказать, что с детства мечтала о собственном бизнесе, но мне всегда нравилось много работать. Вот прямо нон-стоп — чтобы дел невпроворот. Моим первым вузом был Литературный институт им. А. М. Горького, вторым — питерская академия театрального искусства. И с первого же курса я начала подрабатывать, а потом уже и работать. Сценаристом на телевидении была около восьми лет, что дало привычку жить проектами и работать ночами напролет. Все изменилось, когда у нас с мужем родился ребенок.
Раз — и я оказалась в вакууме, состоящем из бытовых дел. Тогда-то мы и стали обсуждать с мужем Никитой первые идеи собственных стартапов. Что только не приходило к нам в голову: от изготовления домашней пасты до проведения подводной фотосъемки. И вот однажды Никита принес домой рулон войлока. Он тогда работал в кофейне и решил делать войлочные капхолдеры — такие «манжетики» на одноразовые стаканы с кофе, их обычно делают из картона. Помню, как мы (два человека, которые не умеют шить) крутили-кроили эти капхолдеры, но ничего толкового не получилось, а рулон остался. Именно из него мы пошили наши первые бьюти-кейсы, а потом уже и сумки.
Помимо того, что моим хобби была работа, я любила и умела снимать красивые фотографии и делать видео. Я занимаюсь этим и сейчас для Woolberry — весь art direction и ежедневный постинг лежат на мне. И некоторые фотографии я по-прежнему делаю сама, несмотря на то, что в нашей команде есть профессиональный фотограф. Это занятие меня драйвит, не дает провалиться в рутину. А еще когда я снимаю, начинаю лучше чувствовать цвета и крой.
Для начала сразу оговорюсь, что «войлоки» бывают разные — синтетические, полусинтетические и полностью натуральные. Мы не сразу нашли натуральный войлок — на это ушло более двух месяцев. В магазинах тканей такой материал не продается. А когда нашли — сразу поняли: да, это оно. Сейчас «идеальный» войлок премиум-класса мы сами привозим из Германии. Он на 100% состоит из шерсти мериноса. Такой войлок износостойчив, не скатывается и не деформируется со временем, а еще обработан защитной пропиткой от воды, полностью биоразлагаем и этичен по отношению к животным. Овец просто стригут, а через полгода бреют вновь. Так что при создании сумок Woolberry ни одна овца не пострадала.
Мы выбрали войлок в качестве главного материала еще по нескольким причинам. Во-первых, это шерсть живых животных. И это отвечает нашим личным представлениям об устойчивом развитии и экологичности. Мы с мужем сортируем и сдаем в переработку отходы, продуманно подходим к покупке одежды, стараемся не использовать полиэтиленовые пакеты. Во-вторых, это очень качественный материал, с которым мало кто работал. Каждый раз, раскрывая возможности этого материала, чувствуешь себя первопроходцем. И это захватывающее ощущение.
Если говорить о том, как все начиналось, то у нас не было большого стартового капитала. Все деньги, которые были на старте (до тысячи долларов) мы потратили на разработку логотипа и айдентики и на материал. Первые сумки придумывали сами, приходили с прототипами в маленькие ателье. Это сейчас у Woolberry своя просторная мастерская с полным циклом производства — от раскроя до упаковки готовых изделий, а тогда все было в разы скромнее. Помню, что первый успех я почувствовала на первом же маркете. Это был декабрь 2014 года. Вписалась в последний момент: за пару дней купила какое-то торговое оборудование, напечатала визитки. Накануне ночью сидела, придумывала новогодний декор. Потом на маркете стояла и робела, неловко было что-то предлагать людям — я же не продавец, я сценарист. А потом — раз! И за первый день раскупили почти все, что было. Помню только ощущение куража и как звоню вечером мужу и говорю в трубку не своим голосом: «Никита, это разрыв! Я знаю, что нужно дальше делать!».
В двух словах про название Wolberry (wool — «шерсть», berry — «ягода»). Название «выросло» из нашей палитры: мы делаем сумки в 30-ти оттенках, в том числе в наших фирменных ягодных цветах — сливовом и марсала, которые впоследствии стали визитной карточкой. Примерно год ушел на то, чтобы из «бренда, который делает войлочные сумки» мы превратились в «бренд, который делает цветные войлочные сумки». Тогда же и придумали наш фирменный хэштег в Instagram — #mycolortherapy — и изменили визуальный язык. Зайдите в наш Instagram @woolberrybags.ru. Первое, что вы там увидите — это цвета, создающие настроение. Вкусные, глубокие или, наоборот, по-весеннему непринужденные. У каждого цвета — свой образ и свой набор ассоциаций. Моя задача — вдохнуть жизнь в каждый из наших полутонов.
Начинали дело вдвоем — я и Никита. Сейчас команде десять человек. При этом все сумки мы по-прежнему разрабатываем мы с мужем. У нас нет модельера-конструктора — может, именно поэтому мы так редко запускаем новые модели? Зато у нас есть высококлассные швеи, которые в совершенстве освоили работу с войлоком. И безупречный столовик (так называется мастер по работе с кожей), который шлифует итальянскую кожу так же, как это делают сами итальянцы. Мы используем кожу растительного дубления для ручек — она вымачивается в растительных танинах по старинным технологиям, без применения токсичных веществ, и приезжает к нам из Флоренции.
Наши клиенты, в основном, женщины, потому что пока мы делаем именно женские сумки. Иногда это люди, которым близка тема осознанного потребления — они выбирают войлок как альтернативу коже. Но в большинстве случаев девушки рассматривают сумку как красивый аксессуар в красивом цвете. И как раз тут уже актуализируется моя главная миссия — не просто дать человеку красивую качественную вещь, а, так сказать, чуть-чуть перетянуть его на светлую сторону. Обьяснить, что войлок это этичный по отношению к животным материал, что он носится годами и на 100% вписывается в концепцию slow fashion.
В поддержку наших идей раз в год мы проводим акцию по апсайклингу — принимаем старые войлочные сумки, делаем из них новые вещи, наглядно показывая, как можно использовать натуральную шерсть вновь и вновь. Все деньги с продаж отдаем на благотворительность. Это дело мы называем #refresh и с первых чисел июня начнем принимать старые шерстяные изделия на переработку.
Мы обожаем войлок — и пропагандируем его использование в сфере моды, предметного дизайна и дизайна интерьера. Делаем подушки на стулья, костеры (подставки под приборы) и войлочные контейнеры. А совсем недавно запустили новое направление — разноцветные войлочные чехлы для гаджетов. Начали с того, что разработали размерную линейку для всех макбуков всех годов выпуска. Каждый чехол изготавливается вручную, брендируется фирменной вышивкой и полностью соответствует параметрам модели. И да, мы делаем чехлы в разных дизайнах и в любом цвете из нашей огромной палитры, чтобы человек мог выбрать именно ту комбинацию, которая ему по душе.
Наш новый проект родился из желания создать вещь, которая будет не просто удобной и долговечной, а станет любимой для человека. Это очень личный продукт — потому что я сама какое-то время носила ноутбук в пакете, пока не сделала свой идеальный чехол. В случае с чехлами мы пропагандируем осознанный выбор, подкрепленный идеей sustainable, чтобы вы сознательно окружали себя качественными и долговечными вещами, которые будут вас радовать.
Про этичную моду и идею ZERO WASTE
Этичная мода — естественный этап в развитии индустрии. Само понятие подразумевает под собой две ключевые вещи. Во-первых, использование экологичных материалов при производстве одежды: тут можно говорить и про органический хлопок, и про натуральные красители, ресайклинг, апсайклинг и даже про кроссовки Стеллы Маккартни из океанического пластика, конечно же. Второй важный аспект — социальная ответственность по отношению ко всем участникам производства. Например, отказ от эксплуатации швей в странах третьего мира в пользу маленьких локальных мастерских. В этом плане у нас своя специфика: в отличии от США у нас попросту не успели сформироваться крупные масс-маркет холдинги, которые со временем вынесли бы производство куда-нибудь в Бангладеш. Многие локальные бренды, за которыми я наблюдаю, имеют небольшие крафтовые мастерские (или небольшие фабрики) с достойными условиями труда для сотрудников. Другое дело — это материалы, которые используются при производстве. Даже если мы говорим о брендах, которые используют кожу, важно обращать внимание на то, как эта кожа обработана, чем она дубится и какими веществами. И так во всем. К сожалению, пока легче говорить об отдельных брендах-явлениях, которые действуют осознанно, чем об общей глобальной тенденции. Но это придет. Это уже приходит. Этичную моду формируют не только дизайнеры, но и мы с вами. Этичная мода — она не в магазинах, она — в головах.
Как только мы начинаем осознанно подходить к покупке одежды — покупать меньше, выбирать долговечные и более универсальные вещи, делать акцент на натуральных материалах, время от времени разгружать шкаф и отдавать вещи тому, кому они нужнее, сразу же переходим на сторону «этичности» и создаваем определенный контекст для дизайнеров. Тот самый sustainable-контекст, за которым и есть будущее. Мне очень импонирует Беа Джонсон и то, что она делает. Был момент, когда мы с мужем всерьез увлеклись этой идеей, но, к сожалению, мы не смогли уместить все свои отходы в одну маленькую стеклянную баночку. Но мы постарались перенять максимум полезных советов — и применяем их в жизни последние семь лет.
Мы минимизируем количество потребляемого пластика: дома используем воду из кулера в многоразовых бутылях, на улице — многоразовые бутылки для воды, вместо одноразовых стаканчиков (которые не перерабатываются) — Keep Cup. Мы практически не используем одноразовые пластиковые пакеты — овощи и фрукты в магазине и на рынке взвешиваем в хлопковых мешочках. В магазин ходим с любимой тканевой сумкой. И в мастерской, и дома установили контейнеры для сортировки отходов — то есть отходы у нас, к сожалению, есть, но мы их тщательно перебираем и отвозим на станцию глубокой сортировки — откуда они отправляются на переработку. Среди наших отходов — в основном, картонные лотки для яиц, бутылки от масла, стаканчики от сметаны… То есть, это те вещи, которые мы, к сожалению, не нашли, чем заменить. Но я уверена, что мы с этим справимся.
Уменьшение потребляемого пластика, сортировка отходов — это почти личная гигиена или забота о здоровье. Это естественный и необходимый процесс. Не важно, где вы живете — в селе (где у вас есть возможность дополнительно отправлять органические отходы в компост) или в мегаполисе (где есть пункты приема батареек и сортировки отходов) — думайте о том, как жить экологично, как можно сортировать отходы, потребляйте осознанно, открывайте лайфхаки, которые будут приносить вам удовольствие. Удовольствие от осознанного выбора.
Ну и напоследок — пару слов про идею #mycolortherapy. По первому образованию я писатель, по второму — режиссёр. И я всегда нахожусь в поисках цвета. Наш бренд Woolberry — это уже давно не про сумки или не про шерсть. Когда мы только начинали, в палитре был один только серый цвет. С годами палитра расширялась. И в какой-то момент мы отчетливо поняли, что в первую очередь люди реагируют на цвета наших сумок, а потом уже — на войлок, на натуральную шерсть мериноса и, в принципе, на нашу экофрендли-идею — «создать сумку из материала, этичного по отношению к животным». Я назвала это «убеждение красотой», и главным инструментом в этом убеждении стали цвета.
Цвета, которые будоражат, которые влюбляют с первого взгляда, которые согревают не хуже шерстяного пледа и отлично справляются с монохромом: оттенки вереска, инжира, глинтвейна, цвета весеннего луга и идеальной пенки на вашем капучино. Последняя кампания Woolberry именно про такие цвета — вдохновляющие и завораживающие.