Текст: Мария Ганиянц
Дизайн-ателье Culture Codes уже пять лет производит необычные шелковые платки и украшения с культурным бэкграундом, где за каждым символом орнамента таятся скрытые смыслы. Именно поэтому изделия Culture Codes пользуются спросом у тех, кто умеет это считывать — дизайнеров, архитекторов, галеристов, музейщиков. Проект по производству интеллектуальных предметов wearable art придумала Ирина Дубовская, выпускник нашей школы Makers и преподаватель факультета мировой политики МГУ. Реализовать идею и сделать стильный сайт ей помог муж-айтишник Георгий Сорокин. А еще Георгий — прямой потомок писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, и этот факт вдохновил супругов на запуск конкурса «Сказки на шелке» по произведениям русского писателя. В начале 2025 года, когда объявят победителя конкурса, по лучшему макету будет создана новая тематическая коллекция — шелковые платки, банданы и сувенирная продукция.
Лики Средневековья
Семь лет назад Ирина Дубовская, преподаватель МГУ, автор курса «культурная дипломатия» и успешный рекламщик, сидела в декрете со второй дочкой, мечтала заняться дизайном и обдумывала собственный проект. Ирина много лет проработала в международной сети галерей дизайна и интерьера Neuhaus и настолько увлеклась этой сферой, что пошла учиться в школу «Детали». Правда, в какой-то момент она поняла, что хочет заниматься не интерьером, а той красотой, которую можно и нужно носить — wearable art. Но для успешного развития бизнеса ей не хватало практических знаний, поэтому она опять пошла учиться и закончила нашу Школу Makers.
На Новый 2018 год любимый муж подарил ей альбом средневековых орнаментов: на глянцевых страницах увесистого талмуда порхали птицы-фениксы, улыбались странные львы, прыгали красные зайцы и цвели затейливые цветы. И тут наконец-то сложился пазл: она поняла, чем именно хочет заняться — запустить производство шелковых квадратных платков (каре), непременного атрибута элегантного стиля.
В 1937 году модный Дом Hermès начал выпускать шелковые каре размером 90 на 90 см, с тех пор этот аксессуар почти на столетие стал must have любого стильного гардероба. В 20-х годах XXI века шелковые платки переживают ренессанс и снова актуальны как никогда. Их повязывают самыми разными способами: носят как пояс, тюрбан, бандану,драпируют в виде топов или в виде юбок-фартуков поверх брюк и джинсов.
Задача у Ирины была не из легких: сделать так, чтобы платки ее дизайн-ателье не только выдерживали конкуренцию с продукцией известных брендов, но и в чем-то их превосходили. И она решила ее нетривиально — платки Culture Codes стали своеобразным посланием на шелке, которое можно и нужно расшифровать.
Ровно через год после знакового новогоднего подарка в Музее декоративного искусства состоялась торжественная презентация нового бренда Culture Codes. Первая коллекция шелковых каре была посвящена образам русского средневековья. С тех пор коллаборация с музеями – одно из важных направлений работы дизайн-ателье. За последние пять лет Culture Codes можно встретить в том числе в музейных магазинах Царицыно и Исторического музея.
Обретение смыслов
Все коллекции Culture Codes имеют глубинный, практически сакральный подтекст, а значит (Ирина и Георгий в этом совершенно уверены) могут охранять и вдохновлять не хуже рун и оберегов. Поэтому платки и украшения Culture Codes так любят галеристы, искусствоведы, дизайнеры и архитекторы — словом, те люди, которые считывают метафоры и смыслы.
В коллекции по мотивам русского орнамента Средневековья византийский цветок означает пожелание процветания, дракон — знак единения темных и светлых сил, жизни и смерти, а также символ победы над внутренним хаосом и раскрытия духовных сил.
На платках «Райский сад» красные улыбающиеся зайцы и павлины тоже изображены не просто так — они символизируют перерождение в новую жизнь. Зайцы в славянской мифологии были стражами на границе мира живых и мира мертвых, поэтому глаза у них косые — и туда, и сюда смотрят. А павлины в этом пантеоне ни что иное, как птица Феникс, возрождающаяся из пепла.
На предметах коллекции «Монеты» изображены старинные домонгольские чешуйчатые монеты, найденные на территории музея-заповедника Царицыно. Здесь к платкам-паше (для нагрудного кармана) добавились серьги-пусеты (по простому — гвоздики) и запонки (коллаборация с Ростовской финифтью) с изображением барса или петуха, чеканившихся на монетах-чешуйках времен Великого князя московского и владимирского Василия I. Эскиз платка был создан замечательным графиком, научным сотрудником музея-заповедника Царицыно — Михаилом Тренихиным.
Совместно с ростовской финифтью сделана и серия «Город Золотой». Сюжет орнамента создан по мотивам древнерусской книжной миниатюры изображающей город, охраняемый грифонами и барсами — мифическими животными-оберегами «от мертвящего начала Кощеева».
В прошлом году у бренда вышла удивительной красоты коллекция «Сибирское посольство» в коллаборации с сибирскими брендами: Мастерской ISTOMIN и фэшн-дизайнером Катериной Алексеевой (победительницей конкурса Makers 2023). Этой весной были добавлены молодежные узкие шарфики-твилли.
Литературное родство
Салтыков-Щедрин, сам того не зная, сыграл важную роль в создании семьи основателей Culture Codes. Много лет назад Ирина и Георгий оказались в одной компании на горнолыжном курорте. Молодой человек, чтобы привлечь к себе внимание Ирины, подошел к книжному шкафу и, показав на сочинения Михаила Евграфовича, сказал: «Я — его потомок». После такого заявления интерес Ирины к Георгию заметно возрос.
К сожалению, в семье Георгия не осталось почти никаких предметов, связанных с писателем и его окружением: все поглотили революции, войны, репрессии. Сохранилось лишь несколько фотографий: на одной, сделанной в 1916 году, внучка Салтыкова-Щедрина Тамара держит на руках маленькую Леночку, свою дочку. После революции часть родных эмигрировала в Париж, но Тамара осталась в России.
В 1938 году внучку писателя, блистательную переводчицу Тамару Гладыревскую, расстреляли на Бутовском полигоне по обвинению в контрреволюционной деятельности. Ни детям, ни мужу долгое время ничего не было известно о ее судьбе. Архив Салтыкова-Щедрина практически не сохранился. Тем ценнее семейные фото, которые Тамара Николаевна за пару лет до своего ареста успела передать в Государственный Литературный музей. В семье Георгия всегда с должным уважением относились к Михаилу Евграфовичу, поддерживали связь с музеем Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол, но громко не афишировали родство. Члены семьи регулярно ездили в Спас-У́гол, где родился Салтыков-Щедрин. От фамильной усадьбы остался только фундамент, но сохранилась церковь и семейное кладбище, липовая аллея и целебный источник Иорданка.
Сегодня бренд проводит конкурс «Сказки на шелке» для молодых дизайнеров: они должны создать концепцию классического платка-каре по мотивам произведений писателя. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина поддержал начинание, вскоре нашелся партнер — Центр поддержки культурных проектов АНО «Журавли». Когда открыли прием заявок, пришлось ввести дополнительную номинацию: не только молодые дизайнеры, но и профессионалы всех возрастов захотели принять участие в конкурсе. В состязании две номинации: «Сказки. Перезагрузка» для молодых дизайнеров до 35 лет и «Сказки без границ», где нет ограничений по возрасту. Пока супруги не решили, что, кроме платков, они будут создавать на основе лучших проектов. Возможно, это будут блокноты и метафорические карты с сюжетами из сказок, которые (как и шелковые каре от Culture Codes) полны тайных смыслов.