Хочу все знать: изучаем историю своей семьи

Основатель школы семейной генеалогии Елена Хэрмэнс рассказывает, как составить генеалогическое древо, что значит осознанное изучение истории семьи, для чего нам это нужно, и почему бабушкины скелеты в шкафу важно знать в лицо.

Елена Хэрмэнс, специалист по генеалогии, основатель онлайн-школы и автор курса «История семьи. Ищем вместе». school.elenahermens.com

Изучение семейной истории не сводится к составлению генеалогического древа. Однажды ко мне обратился молодой человек, пианист. Показал мне замечательную фотографию: его генеалогическое древо занимало целый рулон бумаги, раскатанный на крышке рояля. И говорит: «Я не знаю, кто все эти люди». — «Как не знаете? — удивилась я. — «Вы же сами составляли это древо». — «Да, но это только имена. Я не знаю, что это были за люди, кем они были, и как сложилась их жизнь».

Это и есть осознанное изучение семейной истории: знать, сколько коров было у вашего прадеда, почему ваша бабушка была на карандаше у охранки под прозвищем Быстрая, какие отметки в гимназии получал ваш дед.

Заполнить еще один квадратик дерева и продвинуться на десять поколений вглубь — не самоцель. Гораздо важнее понимать, кем были ваши предки, чем они занимались, что любили, а что ненавидели, участниками каких исторических событий они были, почему они сделали тот или иной выбор, и как это повлияло на вашу жизнь. Проверьте себя: возьмите лист бумаги и запишите все, что вам известно о своей бабушке. Я всегда даю это задание студентам на первом занятии, и справляются с ним единицы. А ведь у многих бабушки еще живы!

С чего начать?

Задать себе вопрос, для чего я хочу знать историю своей семьи. Зачем мне это надо? «Интересно» — это не мотив. За ним стоит целая гамма чувств, которые могут быть довольно неожиданными. Копайте глубже, используйте метод «пяти почему»: докапывайтесь до сути, проверяя каждый ответ новым «почему».

Если мы не знаем своих корней, нам не на что опереться, мы чувствуем свое одиночество и неустойчивость в этом мире. Одна моя студентка описала это так: «Я чувствую себя перевернутым треугольником, балансирующим на острие». Знание своего прошлого, каким бы оно ни было – всегда ресурс. Защита, волшебный купол, как в «Гарри Поттере». Наши предки выжили в очень трудных обстоятельствах, дали детям жизнь, а те – своим внукам. И это дает нам надежду.

1. Скелеты в шкафу

Свой «скелет» надо знать в лицо. Тайны есть в каждой, без исключения, семье. И они влияют на нас и наших детей, порождают неосознанную тревогу и страхи, даже если мы отказываемся встретиться с ними лицом к лицу. Ведь все мы — эхо наших предков. Бывает, что «скелет», по нашим сегодняшним меркам, оказывается нестрашным. Например, отец скрывает от своей взрослой дочери, что родился до того, как поженились его родители. Такого «скелета» легко принять и полюбить. 

Но бывают тайны, разгадка которых требует настоящего мужества. Обнаружить, что любимый дед был «стукачом» или был замешан в преступлении, — очень больно и тяжело. И все же это страшное знание дает нам освобождение от семейного груза и огромный ресурс для роста. Мы можем извлечь уроки из прошлого и передать их своим детям.

2. Правильно задавайте вопросы

Избегайте общих вопросов. Вместо «расскажи о своем детстве», куда лучше спросить бабушку: «В каком доме ты жила? Во что ты любила играть? С кем ты дружила в школе?» Чем конкретнее вопросы, тем больше шансов у вас разбудить настоящие воспоминания. И, конечно, придется продираться сквозь «не помню», «нет настроения», «чего пристала». Не сдавайтесь. Семейная история — это как слежавшийся клубок шерсти. Нужно только найти зацепку — и ниточка начнет разматываться. Не пренебрегайте расспросами далеких родственников, даже если вы видите их один раз в несколько лет. Они тоже носители коллективной памяти о вашей семье. Одна моя знакомая подарила мне замечательную фразу: «У каждого человека есть история, которую он не хочет рассказывать, но ему так важно ее рассказать».

3. Двигайтесь от известного к неизвестному

Не прыгайте сразу из XXI века в XIX век, иначе велик риск взять ложный след. Вы слышите от бабушки: «Мой дед был крепостным графа Орлова в Москве». И вы делаете ход конем: отправляете запрос в архив. Но если вы не знаете, как архивы работают, чем они могут вам помочь, вы пишете почти «на деревню дедушке». И оказывается, что в Москве у графа Орлова никогда не было имения. Но у него много однофамильцев, и рассеяны они по всей России. У кого-то из них служил ваш прапрадедушка. И хорошо, что вы не успеваете отправиться на его поиски по стране, потому что бабушкина сестра вдруг вспоминает, что граф-то был вовсе не Орлов, а Грицацуев.

Начинайте не с далеких предков, а с бабушек и дедушек. Доставайте заветные коробки с антресолей и дачных чердаков, изучайте их содержимое. И только после того, как вы будете знать, кто все эти люди на бабушкиной фотографии, как вся информация будет собрана и тщательно проверена, делайте еще один шаг вглубь.

4. Читайте между строк

Из-за сухих официальных строчек часто проступает живая, настоящая жизнь. Чтобы это увидеть, надо хорошо знать исторический контекст. Вот запись в личном деле гимназиста: «Был встречен с девицей в городском саду после девяти часов вечера». И если мы знаем, что после девяти часов вечера гимназистам было строго-настрого запрещено быть вне дома, да еще не «с барышней», а «с девицей», сухой текст разворачивается в объемную картину.

Читайте также: