С героями пообщались: Дарья Шаталова и Марина Анциперова;
Обложка: картина Анны Андржиевской
На курсе по основам коллекционирования «Собери их все», который придумали Марина Анциперова и Ася Аникеева, авторы двух телеграм-каналов про покупку доступного искусства, выступят галеристы, коллекционеры, работники музеев, кураторы и даже энтузиасты NFT. Специально для Seasons коллекционер Ксения Чилингарова и галерист Михаил Овчаренко поделились советами, как начать собирать искусство. Главный из них – дружить и не бояться.
Ксения Чилингарова
Коллекционер
«Как я начала покупать молодое искусство? Я четко понимала, что не могу себе позволить Герхарда Рихтера, но зато могу купить кого-то совсем современного, кто говорит со мной на одном языке. Плюс мне было очень интересно, что происходит именно сейчас в русском искусстве, и оказалось, что в нашей стране есть много молодых голосов, которые вовсю развиваются и работают.
Я особенно люблю фотографию, она связана с моей основной работой. Так и получилось, что дома у меня примерно половина живописи, а половина снимков. Недавно я приобрела фотографию Олега Кулика, из его серии “Бешеный пес”. А еще из последних приятных пополнений – очень красивая картина Иры Петраковой».
1. Везде бывать
Если я и могу дать совет, то такой: как можно больше посещать выставки, общаться, задавать вопросы кураторам, галеристам, знакомиться. Из мест силы я бы точно назвала Рихтер – там всегда интересные проекты и уютная атмосфера. Еще мне нравится галерея Lazy Mike. В Гараже тоже всегда хорошо: огромная библиотека и магазин, отличные лекции.
Если нужен дизайн, то ваш путь в галерею «Эритаж» или галерею Алины Пинской. Есть еще, конечно же, проект Artwin, но он более закрытый, туда так просто не попадешь. Его лучше смотреть на ярмарках.
Сейчас начнется сентябрь, в Москве – месяц искусства. Будет ярмарка Cosmocow, на ней представлено сразу много галерей, и с кем-то точно удастся завести теплые дружеские отношения. До Cosmoscow пройдет еще Blazar, где классное общее настроение и показывают много совсем молодых художников в самом начале своего пути. И Sample Art, конечно, всегда выручает. Я купила несколько работ через них online – еще до пандемии.
2. Аукционы пока обходить стороной
Новичкам на аукционах, по большому счету, нечего делать. Я один раз была на «Сотбис», и это произвело на меня определенное впечатление: борьба за лоты, умопомрачительные цифры, которые коллекционеры называют. Ради атмосферы можно сходить один раз, но для дела полезнее будет посещать выставки и ярмарки. Или следить за онлайн-аукционами, которых сейчас много.
3. Расширять кругозор
Коллекционеру полезно получить арт-образование: от этого твой культурный уровень повышается, а взгляд раскрывается. Честно говоря, специальных книг исключительно по современному искусству я не читаю и другим не советую: новичку, не имеющему базы, будет сложно разобраться, о чем идет речь. Каждому коллекционеру стоит прослушать курс по истории искусства, с точки зрения общего образования. Так в разы будет проще воспринимать современное искусство: многое станет понятно. Почему важно знать, кто такой Брейгель? Чтобы понять на выставке современного художника, что он видел картину Брейгеля и просто ее переработал. Без того, чтобы про каждую эпоху узнать отдельно, в искусство невозможно погрузиться. О Возрождении читать у Вазари, а Кант поможет понять, что происходило в Европе в эпоху Просвещения.
4. Доверять экспертам
В мире искусства редко можно дать гарантии, что молодой художник вырастет и станет следующим Георгом Базелицем. Хотя, например, галерея Ларри Гагосяна делает хит за хитом: все, кто выходит из-под его крыла – художники, которые стоят уже миллионы. Обращайте внимание на галерею, которая работает с художником, на его куратора. Сегодня куратор – одно из главных лиц большого арт-процесса. Еще важно смотреть, в чьих коллекциях этот художник уже есть.
У вас должен быть хороший глаз, но если его нет, надо тренировать.
А если на это нет времени, то нужен специалист или консультант, который может вам дать правильный совет. У нас это не очень распространено, но на западе огромное количество дилеров, кто помогает начинающим: водит в галереи, знакомит, показывает разных художников. Мне периодически помогают арт-консультанты Игорь Шиленков и Саша Бланарь.
5. Получать удовольствие
У меня нет финансовой сверхцели: я не думаю о том, что потом буду перепродавать купленные работы за какие-то немыслимые деньги. Я покупаю просто потому, что мне нравится посыл и контекст.
Мне нравятся художники, у которых есть внутренняя глубина, которые не просто что-то делают, а рассказывают важные истории, а их произведения живут полной жизнью в современном контексте.
Миша Овчаренко
Основатель галереи Lazy Mike
1. Не бояться ошибок и того, что коллекция будет неидеальной
Когда появляется новый клиент, который просит посоветовать, что купить, мне важно предложить ему определенный уровень, но вместе с тем всегда кажется правильным позволить ему сделать свои ошибки самостоятельно. И через десять лет путем поиска, проб и ошибок обычно все приходят к пониманию того, что такое качественное искусство, какие критерии важны для твоей коллекции. Этот путь за коллекционера никто не может пройти.
Поэтому главный мой совет – брать то, что нравится. Выбирая картину, человек выбирает свое окружение. Даже у серьезных коллекционеров я никогда не видел идеальных коллекций. Коллекция – живой организм, она собирается со временем, за которое человек развивается. Что-то приходит, что-то становится неактуальным, потому что ты это перерос, что-то нужно было продать, когда нужны деньги, – и вот коллекция в итоге становится неровной. И в этом плане нельзя создать коллекцию идеально. Надо покупать то, что нравится, а если это через 10 лет еще и вырастет в цене – совсем замечательно.
2. Обращать внимание на недорогое искусство
Что касается группы «Шар и крест», то это была классная и своевременная история в карантин, когда многие грешили большим количеством безумных покупок. Мне и самому удалось что-то купить, что меня до сих пор радует. Я купил Пахома 1993 года за 5000 рублей, хотя когда-то я эти работы продавал за совсем другие деньги. Это классная и правильная история, и она должна развиваться.
Сейчас ко мне в галерею приходят люди с бэкграундом условного «шара и креста» – и это здорово. Там можно покупать, осмотреться, а потом прийти в галерею – это станет следующей ступенькой. Конечно не надо приучать людей, что живопись не может стоить дороже 20 000 рублей, мы так никуда не уедем, но при этом не нужно поддерживать иллюзию, что мы живем в мире исключительно «элитного» искусства, которое не каждый себе может позволить.
3. Найти симпатичного тебе галериста, которому будешь доверять
Галерея – это про фигуру галериста. Искусство создают художники, но покупаешь ты его, в итоге, у человека. Важно найти галериста, который тебе близок. Можно опытного, а можно начинающего – иногда бывает, что маленькая галерея при поддержке какого-то коллекционера растет, и он растет вместе с ней.
Иногда коллекционер думает, что все лучше знает сам: будет общаться с художниками, ходить в мастерские, напрямую покупать. Но бывает так, что он покупает все, и у художника просто не остается больше работ. Или коллекционер оказывается недальновидным. Или художник без поддержки галериста перестает появляться на выставках. Галерист, которому вы доверяете, выступает своего рода гарантией, что художник, которого вы выбираете, будет иметь будущее.
4. Задумываться о будущей ликвидности
Ликвидность важна. Не важно, собирается ли коллекция старых мастеров или супермолодое искусство, об этом все равно надо задумываться. Наверное, в отношении инсталляции или видео это не так предсказуемо. Конечно, это больше применимо к художникам, у которых уже есть вторичный рынок, чтобы можно было присмотреться и оценить, сколько это теоретически может стоить. Очень важно покупать художника, который, даже если только начинает свой путь, уже интегрирован в арт-сообщество хоть немного, пусть даже на уровне слухов и обсуждений. Иначе этот художник находится в вакууме.
Из взрослых мастеров, например, интересно, что Пивоваров оказывается ликвиднее, чем Кабаков: у Виктора Пивоварова в Праге несколько замечательных серий стоят полностью готовые, но он их не продает, за счет чего создается дефицит существующих работ. Я продал Пивоварова последнего пару месяцев назад, на это ушло 2-3 дня.
С работами его сына, Павла Пепперштейна, другая история, Паша очень плодовитый и регулярно делает новые проекты, его рынок еще не достиг своих пиковых значений, поэтому еще есть из чего выбрать.
5. Не поддаваться моде слишком сильно
Спрос рождает дефицит, а тот, в свою очередь, поднимает цены. Недавно в одной популярной московской галерее была выставка молодого художника, и туда побежала вся Москва . В итоге рисунки начинающего художника стоили под 3000 евро, а за эти деньги можно уже купить и серьезных художников. Создался такой фон дефицита, что многие покупали даже не те его работы, что хотели, – лишь бы успеть хоть что-то купить.