Совместность рождает небывалое

Интервью взяла: Мария Жаворонкова
Иллюстрации: Даша Уланова

Мы поговорили с психологом Ириной Млодик о том, почему индивидуализм больше не работает, как выстраивать здоровые партнерские отношения, вести бизнес с друзьями и семьей, переживать кризисы и правильно расставаться.

27 мая мы встретимся с Ириной Млодик в студии Seasons, чтобы обсудить и разобразаться, как оставаться собой в эпоху перемен. Подробности и регистрация здесь.

Picture of Ирина Млодик

Ирина Млодик

Кандидат психологических наук, практикующий психолог, сооснователь ресурса «Площадка» @mestogdemozhno

Когда вместе лучше

Казалось бы, после советской коллективистской культуры мы заработали аллергию на любые формы объединений и переживали острый период индивидуализма. Но что мы наблюдаем сегодня? На наших глазах начинают появляться и расти партнерские бизнесы, коллаборации разных форм и масштабов. Похожие процессы мы видим и в других странах, может быть, чуть более сглаженные. Это колебательное движение — от коллективизма к индивидуализму и наоборот — прослеживается во всех цивилизациях. Человеку свойственно искать свою стаю.

Мы всё больше понимаем, что, конечно, всё можем вынести на своих плечах, но цена одиночного плавания высока. Оно сложнее, скучнее, нам не с кем разделить ответственность, поражения и победы.

А часто одному и вовсе невозможно сделать то, что могут двое или трое. Почему работают мозговые штурмы? Каждый мыслит в пределах своих привычных представлений, но когда миры разных людей взаимодействуют, рождается что-то новое. Совместность порождает небывалое. И значит, она выгодна бизнесу, особенно креативному, ведь одно из конкурентных преимуществ любой компании — создавать то, чего не делал никто.

Рабочие отношения — это прежде всего отношения

Сейчас компании во всем мире уходят от жесткой иерархии в рабочих отношениях, понимая, что это плохо сказывается на бизнесе. Если подчиненные чувствуют себя винтиками в системе, от которых ничего не зависит, если между ними и начальником настоящая пропасть, они инфантилизируются, начинают бунтовать, как подростки против «папочки», плохо выполнять свои обязанности — словом, вести себя как люди, которые в своей работе не видят никакого смысла.

Есть исследования, показывающие, что сотрудников лучше всего мотивирует не зарплата (у такой мотивации краткосрочный эффект), а атмосфера в коллективе и понимание своей ценности. Людям недостаточно просто ходить в офис и получать за это деньги. Они хотят видеть смысл в своей работе, уважать себя за то, что делают. Быть со-трудником, со-творцом общего дела, знать, что твои усилия видят и ценят, не контролируют на каждом шагу и дают много свободы. И такие коллективы, где работает эта мотивация изнутри, конечно, более устойчивы.

Но тут важно, как и в любых отношениях, четко выстраивать границы. Все-таки бизнес-компания — это не кружок по интересам, где каждый делает что хочет, в свое удовольствие. Демократический дух не предполагает отсутствие структуры. И для этого нужно хорошо понимать, зачем мы все вместе собрались, прописывать обязанности каждого, озвучивать общие цели и задачи.

Про здоровое партнерство

Что самое трудное в партнерских отношениях? Сотрудничать, договариваться и при этом не заметать своих чувств под ковер и оставаться самим собой.

Ведь настоящее партнерство возникает не там, где соединяются две половинки, которые поврозь чувствуют себя неполноценными, а там, где крепко стоящие на своих ногах люди принимают решение делать что-то вместе, потому что это интереснее, легче и продуктивнее.

Нам досталось от мам и бабушек убеждение: «Хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам». Про что это? Про то, что никому нельзя доверять, что нужно со всем справляться самому, ведь кто, если не ты. С одной стороны, ценность коллектива вбивалась едва ли не с пеленок, а с другой стороны, ценилось умение думать одинаково и не высовываться. Хороший партнер — удобный партнер, который не настаивает на своем, умеет подстраиваться, уступать, а по сути, наступать на горло собственной песне. И такое партнерство тяготит: лучше уж буду один, чем под кого-то «прогибаться».

Нынешнее поколение тридцатилетних, не имея за плечами опыта советской жизни, не хочет геройствовать в одиночку. Но при этом умеет выстраивать отношения без угрозы своей инаковости. Нам есть чему поучиться у молодых: они не боятся обсуждать проблемы вслух, открыто говорить о своем недовольстве или сомнениях. Ведь если все время загонять свои чувства и желания под ковер, начинает фонить, возникает напряжение, которое рано или поздно прорвется наружу и разрушит с виду благополучный союз и веру в партнерские отношения вообще.

Если проблема озвучена, разные точки зрения высказаны, можно уже договариваться, решать, что делать дальше. Разногласия нормальны, если вы умеете их конструктивно обсуждать.

Кризисы неизбежны, потому что любая компания — живой организм, который развивается и растет. Кажется, что главное — начать, а дальше все пойдет само. Но ваши нежные ростки превращаются в ветвистое дерево, и все внутренние процессы усложняются и трансформируются. 

Чтобы продуктивно выходить из кризисов, хорошо бы регулярно устраивать чекап компании вместе со сторонним консультантом: получить объективную картину, сверить с партнером маршрутные листы и проверить, все ли прежние договоренности и условия работают.

Когда друзья строят бизнес

Кажется, что если ты организуешь бизнес с друзьями, работают совсем другие законы. Вы посидели на кухне, придумали свой проект — зачем тут роли прописывать и задачи проговаривать? Все ясно. Мы знаем друг друга как облупленных, думаем одинаково, понимаем друг друга с полуслова. Деньги мы, конечно, тоже не обсуждаем, потому что, во-первых, начальный капитал обычно невелик, а во-вторых, мы же друзья, что мы, не разберемся?

Но проходит полгода-год, и выясняется: нам только казалось, что видим все одинаково. А теперь у нас совсем разные взгляды на то, куда вкладывать прибыль и куда двигаться дальше. И вообще, теперь тот, другой, тащит бизнес не туда. Начинаются конфликты, и очень болезненные, потому что одно дело — разойтись с партнером по бизнесу, а совсем другое — потерять еще и друга.

Важно эти риски осознавать и предупреждать. Дружба дружбой, но у вас начинаются другие отношения, как только вы зарегистрировали общее ООО. Вы теперь не только друзья, но и деловые партнеры. Хорошо бы уже на этом этапе, еще до возникновения конфликтных ситуаций, пригласить консультанта, который поможет проговорить, какая у каждого в этом проекте роль, как вы представляете себе будущее и как будете распоряжаться финансами. Нужно постараться задать друг другу все вопросы, которые вроде бы неловко обсуждать с близкими людьми. Они все равно возникнут, только уже в кризисной ситуации, и решить их конструктивно будет трудно. Консультант поможет все правильно настроить в самом начале, когда вы только пускаетесь в совместное плавание, прописать все условия, ценности, договоренности. С другом без посредника очень трудно вести переговоры как с чужим, посторонним человеком, который неизвестно как поведет себя впоследствии, но это совершенно необходимо, чтобы сохранить и отношения, и общее дело.

Про умение расставаться

Если на каком-то этапе выясняется, что у партнеров по бизнесу разные ценности, разное представление о том, что нужно делать и куда идти, а договориться не получается, совместный проект завершается. Прекращение делового сотрудничества совсем не означает разрыва отношений, если при расставании не наломать дров.

Чем больше в отношениях «скрытых файлов» — непроговоренных обид, претензий и недовольства, — тем сложнее разойтись с миром. И наоборот, чем более здоровыми, честными были ваши отношения, тем больше у нас шансов расстаться «правильно».

Это значит не обесценивать путь, который мы прошли вместе, признать ценность приобретенного опыта, а не считать его нелепой ошибкой, о которой хочется навсегда забыть. И расставаться с благодарностью за то, что вы многому друг друга научили, столько всего пережили и сделали вместе.

Про семейное дело

С одной стороны, у семейного бизнеса много преимуществ. Работа на общее дело очень объединяет и воодушевляет. Здесь больше доверия и меньше страхов, что кто-то кого-то обманет или подведет. Есть ощущение преемственности — мы работаем не только ради себя, а ради своей семьи, и можем передать свое дело детям и внукам. С другой стороны, в семейном бизнесе очень трудно соблюдать границы. Мы все время вместе — и дома, и на работе, непонятно, где заканчивается наша личная жизнь и начинается профессиональная. Если ты, например, помогаешь родителям в кафе, ты не сможешь вечером выйти с работы и обо всем забыть. Тебе до всего будет дело: почему посетителей было так мало, хорошо ли готовит новый повар. Это трудно выдержать, если ты не прирожденный ресторатор. Семейный бизнес — слиятельная система, и она очень устойчива до тех пор, пока кто-то из его участников не решит выйти за ее пределы.

Это одна из болезненных тем семейного бизнеса: ребенок может не захотеть продолжать дело родителей и выбрать другую дорогу. Принять такое решение родителям бывает непросто: «Мы же ради тебя старались! Работали не покладая рук, чтобы у тебя была устроенная жизнь, чтобы ты, как мы, не начинал все с нуля. И ладно бы ты хотел стать врачом или юристом, но ты идешь в художники! Это разве профессия?» С точки зрения бизнеса нет ничего ужасного в том, что увольняется один из сотрудников. Подумаешь, на его место найдется кто-то другой. Но если твой ребенок уходит на сторону из семейного дела, это часто воспринимается как предательство, обесценивание родительского труда.

Очень важно допускать внутри себя, что дети имеют право выбрать другую дорогу.

Да, мы обучаем ребенка тонкостям своего дела, не жалеем ни сил, ни времени в надежде на то, что он станет нашим преемником. Но ребенок только примеряет эту роль на себя, и вполне может оказаться, что ему она не подходит. И если мы готовы принять такое решение, отпустить его без чудовищного чувства вины, это будет для него огромным ресурсом. Ребенок все равно уйдет, если этого захочет.

Но он может уйти с ощущением «я — предатель, я всех подвел, моя семья считает, что я занимаюсь ерундой» и тянуть за собой этот шлейф всю жизнь. Или уйти с расправленными крыльями — пониманием, что семья уважает его выбор.

Риски в семейном бизнесе

Чтобы правильно выстраивать отношения, семейный бизнес еще больше, чем дружеский, нуждается в стороннем наблюдателе-консультанте. Близким людям, работающим вместе, почти невозможно разглядеть и адекватно оценить процессы внутри их компании. А риски здесь очень высоки — можно потерять не просто партнеров по бизнесу, а рассориться на всю жизнь с братом или сестрой, родителями, детьми.

Но на деле, к сожалению, именно участники семейного бизнеса редко прибегают к услугам консультанта. Он воспринимается как чужак, который в принципе не может действовать в интересах семьи. И если стороннего наблюдателя все-таки приглашают, то редко когда его слушают: «Мы работаем уже двадцать лет, чему этот консультант нас может научить?» Но в большинстве случаев увидеть изнутри, что происходит с компанией, невозможно — взгляд замыливается. Еще сложнее принять, что нужны изменения, про важность которых говорит какой-то чужой человек. И люди продолжают ехать по накатанной лыжне, которая ведет в никуда, разрушая свой собственный бизнес.

Про баланс работы и отдыха

Я часто слышу, как старшее поколение говорит про нынешних молодых, что они не хотят работать. Не берут дополнительную нагрузку, не перерабатывают, не задерживаются в офисе, если у них йога по расписанию. Но мне кажется, что такие отношения и с собой, и с работой более здоровые. Молодые люди умеют слушать себя. Они взвешивают свои силы, знают, как и когда нужно отдохнуть, и не хотят геройствовать.

В нас же живет тревога строителей коммунизма. Надо работать не покладая рук, через «не могу» и «не хочу», иначе страна рухнет, заводы остановятся. Нас так воспитывали — нужно все время что-то преодолевать, быть лучше, быстрее и сильнее. Пусть нет больше ни сил, ни здоровья, не надо себя жалеть. «Я упахалась» — это звучит гордо. Только так я могу себя уважать.И слава Богу, что у нынешних молодых это вызывает в лучшем случае недоумение.

Если ты внимателен к себе, следишь за тем, чтобы вовремя отдыхать и не истощаться, то ты и работать будешь быстрее и эффективнее.

В Норвегии и Швеции, например, четырехдневная рабочая неделя. И экономика чувствует себя прекрасно. Это важно, чтобы люди успевали качественно отдыхать, чтобы у них было время на себя. Я вообще считаю, что за этим будущее.

Про призвание

Недавно я наблюдала, как разговаривали мать с дочерью. Дочь отказывается что-то делать и говорит: «Мне это не по душе». Мать молчит, но на ее лице читается: «Ой, ну что такого трудного. Просто берешь и делаешь». Наши дети выросли в благополучных условиях, когда можно не выживать, а просто жить. И вопрос смыслов — почему я это делаю? — для них ключевой.

Дело по душе — это вообще флаг нового поколения. Молодые люди выбирают не высокую зарплату, не престижную профессию, а работу, которая дает им ощущение собственной ценности и нужности. Если человек на своем месте, это большое счастье. Ему интересно, он постоянно учится, растет. Человека по принуждению невозможно заставить работать хорошо. Это многие понимают сейчас, и поиск своего призвания — частый запрос к психологу.

Но почему-то с этой темой приходят не молодые, а люди старше сорока. И если для двадцатилетних это очень ресурсная история, то для старшего поколения в ней много тоски и страхов. «Жизнь проходит, а я так и не понимаю, кто я, чего хочу и хватит ли у меня теперь времени это понять и попробовать новое». Нам придется искать ответ на эти вопросы рано или поздно.

Очень мучительно жить, когда нет контакта с самим собой, когда ты не знаешь, в чем твоя сила, уникальность. Кто-то идет учиться и пробует себя в разных сферах деятельности, кто-то находит новые смыслы и возможности развиваться в своей профессии. В наше время становится нормальным за одну жизнь прожить несколько профессиональных жизней. Если отказаться от поиска Призвание — это ведь не обязательно про профессию.

Что я делаю так, как никто другой? Может, я варю особенный борщ или пишу стихи — никому их не показываю, но они меня выражают.

Каждый раз, когда я делаю то, что моему призванию соответствует, у меня прибавляется энергии.

Это хороший тест, чтобы понять, что «мое», а что «не мое». И со временем с энергией приходит и востребованность. Мои книги покупают, если я писатель, на мой борщ приезжают родственники из соседних городов. Я люблю то, что я делаю, я на своем месте.

Читайте также: